Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики»

21.05.2020 09:05:50

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов и учреждений юстиции по качественной организации единой государственной правовой политики, в том числе нормотворческой деятельности, формированию последовательной и единообразной правоприменительной практики, обеспечению эффективности системы государственного управления, повышению правовой культуры населения, оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам, а также в целях широкого внедрения цифровых технологий в сферу:

  1. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее – Министерство) следующиедополнительные задачи и функции:

совершенствование последовательной правовой политики, направленной на обеспечение верховенства закона и укрепление законности в обществе, а также обеспечение безусловного соблюдения прав и законных интересов граждан;

эффективное налаживание работы по систематизации и кодификации законодательства во всех сферах, пересмотр устаревших актов законодательства, их гармонизация с осуществляемыми в настоящее время реформами;

проведение анализа правовых проблем, встречающихся в повседневной жизни граждан, обеспечение совершенствования актов законодательства, регулирующих общественные отношения по устранению выявленных недостатков;

внедрение и развитие эффективных гражданско-правовых механизмов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц;

расширение масштаба доведения до населения, субъектов предпринимательства и иностранных инвесторов сути и значения принятых актов законодательства, повышение эффективности деятельности отраслевых министерств и ведомств в данном направлении;

непрерывное совершенствование сферы административных процедур на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

координация деятельности по оценке регуляторного воздействия системы государственного управления;

обеспечение проведения фундаментальных правовых исследований о правовых факторах, препятствующих улучшению позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах;

запуск системы «виртуальная юстиция» путем широкого внедрения цифровых технологий в деятельность органов и учреждений юстиции и цифровизации государственных услуг.

Министерству принять необходимые меры по реализации дополнительных задач и функций, указанных в настоящем пункте.

  1. Утвердить:

Концепцию развития органов и учреждений юстиции в 2020–2024 годах согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации в 2020–2021 годах Концепции развития органов и учреждений юстиции в 2020–2024 годах согласно приложению № 2;

Целевые показатели (индикаторы) развития органов и учреждений юстиции в 2020–2024 годах согласно приложению №3.

Министерству, начиная с 2021 года, ежегодно до 1 декабря обеспечивать разработку и внесение в Кабинет Министров проекта нормативно-правового акта об утверждении программы мер по реализации данной концепции в следующем году с проведением глубокого анализа исполнения задач текущего года.

  1. Министерству до конца 2020 года обеспечить достижение, в том числе следующих целевых параметров (индикаторов):

доведение доли проектов законов прямого действия до 20 процентов от общего количества проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством;

внесение предложения о передаче негосударственному сектору не менее 10 функций министерств и ведомств с проведением функционального анализа системы государственного управления;

изучение деятельности 8 министерств и ведомств, образованных (преобразованных) в 2018–2019 годах, в том числе Министерства строительства, Агентства по развитию рынка капитала, Агентства по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения, Агентства по развитию садоводства и тепличного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства, Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан;

доведение до 12 процентов доли государственных услуг, оказываемых в электронной форме;

увеличение на 15 единиц количества новых услуг, оказываемых населению Центрами государственных услуг;

доведение до 95 процентов доли государственных нотариальных контор, преобразованных в форму негосударственного нотариата;

обеспечение проведения глубокого анализа норм ответственности и санкций, установленных 29 подзаконными актами, и внесения их в соответствующие законы.

  1. Определить Министерство уполномоченным органом по осуществлению мониторингаэффективности и результативности проводимых административных реформфункционального анализа полной и качественной реализации министерствами и ведомствами полномочий и функций, а также достижению установленных целей в данной сфере.

Внедрить порядок, в соответствии с которым Министерство:

изучает эффективность осуществляемых задач и функций, возложенных на образованные (преобразованные) министерства и ведомства, в том числе входящие в их состав отдельные организации (агентства, инспекции, центры и другие) по истечении не менее 6 месяцев со дня их образования (преобразования);

вправе привлекать к данным изучениям квалифицированных специалистов других министерств и ведомств по вопросам, относящимся к их компетенции;

по итогам изучения подготавливает обоснованные аналитические материалы и предложения и вносит их на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров;

рассматривает новые инициативы, разработанные министерствами и ведомствами в рамках административных реформ, и выдает по ним обязательные к принятию во внимание заключения;

оценивает показатели (индикаторы) эффективности осуществляемых задач и функций министерств и ведомств, в том числе входящих в их состав отдельных организаций (агентств, инспекций, центров и других), и по результатам вносит обобщенный отчет для обсуждения на заседании Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также предложения по применению соответствующих мер ответственности в отношении должностных лиц государственных органов, не достигших показателей (индикаторов) эффективности.

  1. Согласиться с предложениями Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, образованной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП–5505, Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства о внедрении с 1 июля 2020 года в практику порядка, предусматривающего:

запрет регулирования вопросов, входящих в полномочия органов хозяйственного управления, и корпоративных отношений путем принятия подзаконных актов или через административные методы;

установление правовых норм, предусматривающих ответственность для физических и юридических лиц исключительно законами;

недопущение включения в ведомственные нормативно-правовые акты правовых норм, устанавливающих дополнительные платежи и сборы для физических и юридических лиц, предусматривающих излишние административные и иные ограничения, приводящие к образованию необоснованных затрат для них, имеющих разрешительный характер;

недопущение включения правовых норм в нормативные акты в области технического регулирования;

проведение в Министерстве обязательной правовой экспертизы нормативных актов в области технического регулирования, а также постановки на учет и вступления их в силу после получения положительного заключения.

  1. Утвердить:

Программу пересмотра норм подзаконных актов, устанавливающих правовую ответственность и санкцию, согласно приложению № 4;

План перевода некоторых ведомственных нормативно-правовых актов в форму нормативно-правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, согласно приложению № 5;

дополнительные меры по совершенствованию законодательства об административных процедурах согласно приложению № 6.

  1. Внедрить с 1 июля 2020 года«пакетный» принцип, предусматривающий введение концептуально новых механизмов при подготовке проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которым:

при разработке нового проекта закона отсылочные нормы, направленные на его реализацию, разрабатываются и вступают в силу одновременно с новым законом или в установленный законом срок;

если положения, устанавливаемые новым проектом закона, требуют внесения соответствующих изменений в ранее принятые законы, то внесение изменений в ранее принятые законы осуществляется одновременно с принятием нового закона;

министерства и ведомства вносят изменения и дополнения в принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты по одному и тому же вопросу одним актом;

Министерству предоставляется право вносить соответствующие изменения в акты, имеющиеся в Государственном реестре ведомственных нормативно-правовых актов, при этом они должны быть по одному и тому же вопросу и технического характера.

  1. Установить порядок, в соответствии с которым:

в целях систематизации законодательства и сокращения излишнего правового регулирования в период с 1 июля 2020 года по 1 января 2021 года приостанавливается принятие ведомственных нормативно-правовых актов (за исключением принятия ведомственных нормативно-правовых актов о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу, а также предусматривающих их унификацию);

разработка, согласование, принятие, проведение правовой экспертизы и государственная регистрация проектов ведомственных нормативно-правовых актов осуществляются посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов с 1 июля 2020 года – в тестовом режиме, с 1 октября 2020 года – полностью.

  1. В структуре центрального аппарата Министерства:

а) упразднить должность заместителя министра юстиции – директора Агентства по интеллектуальной собственности с сохранением должности директора Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан;

б) упразднить должность заместителя министра юстиции – ректора Ташкентского государственного юридического университета с сохранением должности ректора Ташкентского государственного юридического университета;

в) ввести должности заместителей министра юстиции Республики Узбекистан;

г) создать в рамках предельной штатной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:

Управление по развитию гражданско-правовых отношений;

Управление по совершенствованию и ведению мониторинга административных процедур.

  1. Одобрить предложение Министерства о создании в качестве эксперимента при отделах юстиции района (города) в городе Наманганеи Каршинском районе центров по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям(далее – Центры по оказанию юридических услуг) в целях обеспечения оказания качественных юридических услуг государственным органам и организациям.

Установить, что Центры по оказанию юридических услуг:

создаются за счет сокращения действующих штатных единиц юридических служб государственных органов и организаций района (города), финансируемых из бюджета;

осуществляют возложенные законодательством на юридические службы задачи и функции в соответствующей организации.

Министерству, основываясь на результатах эксперимента до 1 января 2021 года, внести обоснованные предложения о распространении данной системы на все регионы республики.

  1. Образовать Национальный правовой информационный центр «Адолат» (далее – Центр) в форме государственного учреждения на базе Государственного учреждения «Центр правовой информации «Адолат», Государственного унитарного предприятия редакции газеты «Инсон ва конун» и редакции общественно-правового журнала «Хукук ва бурч» при Министерстве путем их объединения.

Определить, что:

Центр является ведущим государственным учреждением республики в сферах подготовки и оперативного доведения до населения и исполнителей правовой информации и материалов о правовой пропаганде, направленных на повышение правосознания и правовой культуры населения в обществе, а также официального опубликования текстов нормативно-правовых актов;

редакция газеты «Инсон ва конун» и редакция общественно-правового журнала «Хукук ва бурч» в структуре Центра осуществляют свою деятельность с сохранением действующих сфер оказания услуг и финансируются за счет собственных средств, а недостающая часть данных средств – покрывается за счет внебюджетных средств Министерства.

  1. Министерствам и ведомствам, принимающим нормативные документы о техническом регулировании, в трехмесячный срок обеспечить представление Министерству технических регламентов, нормативных документов о стандартизации, санитарных, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных правилах и нормах, градостроительных нормах и правилах, экологических правилах и нормах, а также других документов в области технического регулирования для размещения их в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан.

Министерству в срок до 1 января 2021 года полностью завершить работы по размещению нормативных документов в области технического регулирования в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и внести информацию об их результатах в Кабинет Министров.

  1. Министерству обеспечить:

а) с 1 июля 2020 года отмену практики принятия приказа министра юстиции Республики Узбекистан при государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта и внедрение порядка государственной регистрации ведомственного нормативно-правового акта с присвоением ему уникального номера и внесением в государственный реестр;

б) внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений о привлечении к соответствующей ответственности должностных лиц министерств и ведомств, систематически нарушающих требования актов законодательства и настоящего Указа в сфере нормотворческой деятельности;

в) в месячный срок:

внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложений об отмене рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение актов законодательства, имеющихся в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан;

внесение проектов постановлений правительства об организации деятельности Центров по оказанию юридических услуг и Национального правового информационного центра «Адолат»;

г) внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

проекта постановления Президента Республики Узбекистан о внедрении комплексной системы оценки регуляторного воздействия;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа, в том числе предусматривающих административную ответственность за неисполнение обязательных к исполнению представлений органов юстиции.

  1. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и правительства согласно приложению № 7.
  2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

          Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

19 мая 2020 года.

Поделиться с друзьями

+