Эффективность правосудия и законодательство

03.08.2020 17:08:50

На эту тему Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам организован семинар в формате видео-конференц-связи.

В его работе приняли участие депутаты, специалисты и эксперты, представители Верховного суда, Высшего судейского совета, Высшей школы судей, Генеральной прокуратуры, Палаты адвокатов, а также институтов гражданского общества и средств массовой информации.

Главным посылом участникам семинара стало заявление главы государства, озвученное накануне: «Каждый, кто приходит в здание суда, должен уходить с уверенностью в том, что в Узбекистане торжествует справедливость. Это требование Президента!».

Проводимая в стране последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества направлена, прежде всего, на защиту прав человека.

Отмечалось, что в июне на встречах специалистов судебной системы, депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса с жителями регионов поднимался вопрос о существующих излишних бюрократических преград в обеспечении судебной защиты, наличии дублирующих стадий пересмотра судебных решений, а также отсутствии организованной судебной защиты прав инвесторов и ряд других недостатков в сфере. К примеру, люди выражали обеспокоенность теми фактами, где административный суд чаще наказывает граждан, вместо того,чтобы защитить их права и интересы.

По словам высиупивших, подписанный Президентом Ш.Мирзиёевым 24 июля Указ “О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия” является важным и исторически фундаментальным документом в решении накопившихся проблем в судебной сфере.

Документом предусматривается передача полномочий административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях судам по уголовным делам и тем самым, суд обретает свое истинное предназначение. То есть задача административного судебного производства заключается, прежде всего, в защите прав граждан и предпринимателей от противоправных действий и решений при осуществлении исполнительной власти.

Более того, образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов – это по сути их независимость и искоренение всякого рода вмешательств в судебные дела, а также злоупотреблений со стороны местных органов власти.

Согласно Указу, следуя международным стандартам, теперь при отказе государственного обвинителя от обвинения автоматически прекращается уголовное дело, истребование из суда и изучение прокурором дела, по которому приговор, решение, определение или постановление суда вступило в законную силу, только в случае наличия обращения сторон по данному делу, а также прокурор не вправе участвовать по своей инициативе в гражданских и экономических делах.

Примечательно, что Указом отменен институт пересмотра дел в надзорной инстанции, из-за которых людям приходилось долгое время ходить по инстанциям в ожидании окончательного вердикта, отныне утвержден принцип “один суд – одна инстанция”, то есть решения аппеляционной и кассационной инстанций – окончательные.

Отмечалось, что Верховным судом в последние годы эффективно используется право законодательной инициативы, также известно, что при рассмотрении конкретного дела главный “инструмент” судьи- это закон. К сожалению, имеют место проблемы в вопросах защите законопроектов парламенте.

Как следствие, в вопросах законотворчества необходимо усилить взаимодействие между Верховным судом и парламентом, Указом предусмотрено учреждение в структуре Верховного суда Управления по анализу законодательства в судебно-правовой сфере, что позволит обеспечить профессиональное участие судебной власти в законотворческой деятельности.

По итогам семинара, прошедшего в духе активных дискуссий, специалисты были едины во мнении провести инвентаризацию для совершенствования законодательства и внести поправки в определенные кодексы и акты законодательства. Говорилось о необходимости применения другого подхода при разработке законопроекта по совершенствованию законодательства в судебной сфере, внесения поправок в соответствии с Указом, а также не создавать коллизий в правоприменительной практике.

  Источник: parliament.gov.uz

Поделиться с друзьями

+