Международный опыт: почему мы не можем добиться успеха?

25.07.2020 09:07:14

Высшее образование 

Часто задумываюсь, почему мы не можем добиться успехов в сфере образования или почему их так мало? В процессе учебы в магистратуре в Великобритании и европейских странах я наблюдал за различием в образовательной системе Узбекистана и стран Запада и понял одно: настало время для преобразований в нашей системе высшего образования.
Отношение к высшим учебным заведениям
К сожалению, в нашей стране абитуриенты поступают на учебу с определенными целями. Они выбирают университеты по квотам, рейтингу и задумываясь над тем, кем они будут работать после окончания вуза. На Западе толчком к учебе служат интерес, дарование в избранной сфере и цель – внесение в дальнейшем вклада в развитие данной сферы. В этой связи велика разница в научной степени наших выпускников и выпускников вузов Великобритании и западных стран. И причина этому – неправильно выбранная цель.
Задача высших учебных заведений
В наших университетах основное внимание уделяется подготовке молодых кадров, университеты Великобритании и западных стран помимо подготовки молодых талантов считаются – и это главное – крупными центрами, выполняющими задачу "генератора идей". Профессора и ученые вместе со студентами стремятся к разработке новшеств. Для этого им выделяется отдельный бюджет университетов и предоставляются специально оборудованные лаборатории.
Совершенствование учебного процесса
На Западе связи между деканом, заместителем декана и студентами сведены к минимуму. Студенты учатся в основном на основе самоуправления (self-management). У нас деканы и заместители декана слишком много вмешиваются в учебный процесс. Например, деканы и заместители декана в любое время могут войти в аудиторию и прервать занятие какими-либо объявлениями. Между тем никто не имеет права нарушать ход занятий. Все дела студентов решаются деканатом. На самом деле нужно развивать у студентов способность самостоятельно решать свои проблемы.
Система Moodle
Все задания, необходимая литература, материалы экзаменов размещаются на электронном портале университета. Студенты под ID-номером анонимно размещают свои письменные работы и одновременно по программе Turnitin проверяют их на плагиат. Последний не должен превышать 30 процентов. Выполненные задания размещаются два раза: сначала в черновой форме для прочтения, потом для оценки. В специальном месте для студентов каждого факультета есть ящики для анонимной сдачи hard-copy эссе под определенным ID-номером. После проверки профессора излагают мнения по каждому эссе в письменной форме.
Атмосфера в аудиториях
В зарубежных вузах с первого дня обучения между профессорами, преподавателями и студентами устанавливаются дружеские отношения. Профессора отмечают, что обе стороны одинаково познают науки и получают новые знания друг от друга. Жаль, что у нас, как правило, преподаватели восемьдесят минут просто читают доклады. Это приводит к тому, что у студентов утрачивается интерес не только к уроку, но и к самому предмету, а постоянное слушание докладов тормозит самостоятельное мышление студентов.
Критерий оценки знаний
В Великобритании и на Западе 50-60 процентов оценки даются за итоговую письменную работу, 10 процентов – за презентации в группе, 20 процентов – за первую письменную работу и только 10 процентов – за посещение занятий. Это делается для того, чтобы студенты работали самостоятельно, проводили исследования, анализировали и больше посещали библиотеки. У нас посещение занятий и ответы на семинара оцениваются в 70-80 процентов, основное время студентов отводится на лекции и семинары и практически нет времени для работы над собой и для исследований. Это препятствует формированию у студентов творческих, созидательных навыков.
Основная цель профессоров
На Западе профессора призывают студентов самостоятельно мыслить, расширять кругозор, придумывать новые идеи. На эти цели направлены их вопросы. На вопросы наших профессоров мы даем однозначные ответы, между тем их вопросы должны призывать студентов к размышлению. Ведь ошибка, размышление и высказывание мнения – это важные условия получения знаний. Главное, профессора и преподаватели не должны ждать от студентов правильного ответа – они должны ждать от них новых идей. Студенты в свою очередь должны учиться мыслить самостоятельно, а не как профессора и преподаватели.
Лекторы-гости
За рубежом профессора по возможности привлекают на лекции специалистов своей сферы. В основном это ведущие специалисты, занимающие высокие посты. Это способствует повышению качества обучения студентов не только в теоретическом, но и в практическом плане. В системе образования нашей страны специалисты сферы далеки от теоретики, после занятия определенной должности и вовсе перестают работать над собой. Любое должностное лицо должно связывать свою деятельность с вузом. Это играет большую роль как в постоянном поиске, открытии чего-то нового, развитии сферы, так и в воспитании молодых ученых страны.
Готовность студентов к лекциям
К каждой лекции студенты готовятся заранее, прочитав рекомендованную литературу. Это обеспечивает проведение лекции в форме интересной дискуссии. Студенты высказывают собственное мнение о прочитанном и тем самым принимают активное участие в лекции. В наших вузах проводятся семинары, на которых преподаватель слушает студентов, а на лекциях студенты слушают преподавателя.
Различия в заданиях
На Западе применяется метод написания студентами эссе, у нас на семинарах принято слушать устный ответ. Да, пересказ прочитанного развивает речь, однако не способствует расширению мировоззрения и формированию самостоятельного мышления. В письменной работе студент ведет поиск, изучает и анализирует дополнительную литературу, излагает собственное мнение, идеи. Одним словом, при написании эссе студенты проводят масштабную научную работу, а в устных ответах лишь пересказывают прочитанную литературу.
Написание эссе
К большому сожалению, у нас не учат, как правильно писать эссе или научные статьи, в каком формате они должны быть написаны, какие должны быть выдержки, не учат работе с источниками. В результате студенты, выезжающие на учебу за рубеж, сталкиваются с определенными трудностями. В академическом мире высоко ценятся умение писать аналитические материалы, правильное и уместное применение мнений других ученых и специалистов.
Если мы начнем придавать значение этим аспектам, вносить соответствующие времени новшества, то сможем достичь качества системы образования, подтвержденного мировым опытом.
                                                                                                                                         

   Фирдавс КОБИЛОВ,

магистрант Университета Глазго (Шотландия)

Источник: УзА

Поделиться с друзьями

+