Правовые основы гражданства

03.06.2020 13:06:07

Усилены законом в новой редакции 

Принятие 13 марта текущего года Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" в новой редакции стало важным шагом в обеспечении прав и свобод человека.
Законом определен порядок приостановления или прекращения рассмотрения ходатайств о приеме в гражданство Республики Узбекистан. Исполнение решений по вопросам гражданства в отношении лиц, постоянно проживающих в Республике Узбекистан, возлагается на Министерство внутренних дел и его соответствующие подразделения, а в отношении лиц, проживающих за границей, – на Министерство иностранных дел и соответствующие консульские учреждения.
Лицо, в отношении которого принято решение о приеме, восстановлении или выходе из гражданства Республики Узбекистан, уведомляется органом внутренних дел или консульским учреждением в пятнадцатидневный срок со дня вступления в силу решения Президента Республики Узбекистан по вопросам гражданства.
В законе отражены правовые основы деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан, ее основные задачи и полномочия.
В целях обеспечения взаимодействия между заинтересованными государственными органами по вопросам гражданства Республики Узбекистан, а также ввода, учета и мониторинга документов и сведений формируется Межведомственная база данных по вопросам гражданства Республики Узбекистан.
Уместно отметить, что гражданский паспорт – это прежде всего документ, подтверждающий гражданство, политико-правовую связь лица с государством. Эта связь проявляется в его правах и обязанностях. Гражданский паспорт является собственностью Республики Узбекистан, его обладатель находится под защитой государства.
Паспорт гражданина Республики Узбекистан выдается всем гражданам, достигшим 16-летнего возраста, а также гражданам, получившим гражданство в соответствии с законом о гражданстве.
Порядок выдачи, обмена и использования паспорта гражданина Республики Узбекистан определен в соответствии с Положением о паспортной системе в Республике Узбекистан, утвержденным указом главы государства от 5 января 2011 года.
Положение регламентирует порядок оформления, выдачи, обмена биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан и пользования им.
Биометрическая паспортная система Республики Узбекистан усилила оперативность и эффективность деятельности правозащитных органов страны и упростила идентификацию личности граждан при переходе через государственную границу, обеспечила формирование единой базы данных физических лиц, которая служит предоставлению интерактивных государственных услуг в рамках работы системы “Электронное правительство”.
Согласно указу Президента от 16 августа 2017 года отмена начиная с 1 января 2019 года порядка оформления стикера разрешительной записи для выезда за границу, введение заграничных паспортов вместе с обеспечением модернизации биометрической паспортной системы предоставили возможность упорядочить паспортно-визовую систему в Узбекистане и создали удобства для выезда граждан из государства.
Постановлением Кабинета Министров "О мерах по внедрению системы оформления и выдачи идентификационных ID-карт в Республике Узбекистан» начиная с 2021 года на базе биометрического паспорта образца 2011 года будет внедрена система выдачи идентификационной ID-карты – документа, удостоверяющего личность его владельца на территории страны, содержащего единый номер идентификации каждого гражданина, его персональные данные и используемого для установления личности при получении государственных услуг.
Начиная с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года всем новорожденным, гражданам Республики Узбекистан, лицам без гражданства и иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Узбекистан, будут выдаваться идентификационные ID-карты на добровольной основе, а с 1 января 2023 года по 31 декабря 2030 года – в обязательном порядке.
Переход на систему выдачи ID-карт будет проводиться с учетом опыта развитых зарубежных стран и позволит ускорить внедрение системы цифровой идентификации граждан, максимально автоматизировать процесс интеграции первичных данных граждан с информационными системами министерств и ведомств Республики Узбекистан, облегчить и оптимизировать процесс предоставления государственных услуг населению.

Сахипжамал ЖОЛДАСОВА,

кандидат юридических наук, доцент.

Источник: УзА

Поделиться с друзьями

+