Предложения депутатов отражены в законопроекте

21.11.2019 17:11:18

 На проведенном 21 ноября 2019 года заседании нижней палаты парламента тщательно обсужден во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов».

Следует отметить, что данный проект закона депутатами был концептуально одобрен в первом чтении на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 6 ноября текущего года. За прошедшее время ответственным комитетом и рабочей группой несколько раз были проведены обсуждения по законопроекту, с участием специалистов совершенствованы его нормы. Также в законопроекте отражены все предложения депутатов, озвученные в ходе рассмотрения его в первом чтении. Исходя из нормотворческих требований, устранены отсылочные нормы, внесены статьи прямого действия.

Как было отмечено, в первоначальном варианте проекта закона предусматривалось установление и обеспечение правовых основ проведения прямой онлайн трансляции по телевидению, радио или интернету заседаний судов по гражданским, экономическим и уголовным делам, административных судов с учетом мнений сторон, а также с разрешения председательствующего или по его инициативе. Наряду с этим в проекте акцентировалось внимание на внесении соответствующих изменений и дополнений, направленных на обеспечение законодательных основ предоставления участникам уголовного процесса права на электронное обращение, формирование в электронном формате дел в административных судах.

Однако с момента поступления законопроекта в нижнюю палату парламента в ходе обсуждений, в том числе во фракциях политических партий, проект вызвал ряд возражений. Члены парламента поставили вопрос о том, насколько предлагаемые нововведения правильны. Если судебный процесс будет представлен всеобщему вниманию, то каким образом будут обеспечены честь и достоинство, конституционное право человека на презумпцию невиновности, в том числе объективность. Кроме того, депутаты акцентировали внимание на таких вопросах: не будут ли ущемлены национальные ценности, какое воздействие это окажет на духовное развитие детей, готово ли общество к этим нововведениям. В частности, члены фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» выступили с позицией о том, что прямая трансляция по телевидению или в социальных сетях различных проблем, возникших между сторонами, может оказать негативное влияние на национальные обычаи, духовное развитие молодежи. Депутаты также напомнили, что в соответствии с положением о презумпции невиновности, обвиняемый до вступления в законную силу решения суда считается невиновным. С учетом этого был поставлен вопрос об его исключении из повестки дня и возвращении ответственному комитету.    

Депутаты уделили внимание на том, что действующие нормы в процессуальных кодексах по обеспечению прав и свобод граждан эффективно работают на практике. В частности, в статье 208 Гражданского процессуального кодекса, статье 168 Экономического процессуального кодекса предусмотрено осуществление фотосъемки, аудио- и видеозаписи судебных заседаний, трансляции их в средствах массовой информации с согласия сторон.

Основная причина возражений депутатов заключается в том, что предлагаемая Верховным судом норма подразумевает осуществление прямой трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и интернету не на основе согласия сторон, а только с разрешения суда.   

В соответствии со статьей 28 Закона «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», субъект права законодательной инициативы вправе изменить текст внесенного им в Законодательную палату проекта закона до принятия его в первом чтении.

В соответствии со статьей 28 Закона «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», субъект права законодательной инициативы вправе изменить текст внесенного им в Законодательную палату проекта закона до принятия его в первом чтении.

В данном случае Верховный суд в качестве субъекта законодательной инициативы, правильно отреагировав и воспользовавшись согласно статье 28 своим правом, исключил из законопроекта нормы, которые вызвали недовольство депутатов и вновь внес на рассмотрение.

На заседании с учетом данных изменений проект закона был детально обсужден. В связи с тем, что предлагаемые изменения и дополнения в статью 27 Уголовно-процессуального кодекса охватывают предоставляемые во всех инстанциях обращения, предложено исключить из законопроекта статьи 4971, 5021, 5101.

Также в целях обеспечения логической последовательности законопроектом предложенные поправки в статью 2711 Кодекса об административной ответственности даны в статье 2691. Вносятся редакционные изменения в связи с тем, что дела об административных правонарушениях рассматриваются не только судами, но и другими органами и должностными лицами.

Предлагается предусмотреть в отдельной статье нормы, регулирующие обстоятельства, связанные с обращениями и позволяющие их направить в электронном формате. В Кодекс об административной ответственности добавлена статья 2692.

Принятие данного проекта закона будет способствовать свободному наблюдению судебных заседаний в реальном режиме. Это, безусловно, послужит повышению правосознания граждан, раннему предотвращению преступлений, семейных споров, а также профилактике других правонарушений.

Пресс-служба Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Поделиться с друзьями

+