Справедливое правосудие- это весы справедливости

04.08.2020 12:08:30

В последовательных реформах, проводимых в нашей стране, сделан еще один большой шаг вперед. Положен конец скитаниям по судам, поискам судебного учреждения по районам наших граждан. Одним словом, подписание Президентом Указа «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» стал своевременным и актуальным событием для нашего народа.

Указом предусмотрено ряд важных организационных и правовых мер, направленных на совершенствование судебной системы и повышение эффективности правосудия с начала 2021 года. В частности, планируется на региональном уровне образование судов общей юрисдикции на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей.

Это повысит как компетентность, так и статус областных и приравненных к ним судов. Хорошо известно, что раздробленность судов была проблемой для граждан, фактором чрезмерных расходов. В настоящее время если в каждом региональном и приравненных к нему судах насчитывается от четырех до пятнадцати судей, в новосозданных судах общей юрисдикции будут работать от 19 до 47 судей.

В результате появится механизм качественного и эффективного рассмотрения дел в суде. Самое главное, что будут устранены судебные тяжбы граждан, их скитание из одного города в другой.

Следует отметить, что суды, рассматривающие административные дела и административные правонарушения, были одним и тем же, что приводило к различным путаницам. Теперь есть возможность своевременно это предотвратить. Передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях уголовным судам, послужит решению проблем в этом направлении.

Тот факт, что практика административных судов определяется на основе международного опыта и непосредственно направлена ​​на разрешение споров и конфликтов между гражданами и должностными лицами, свидетельствует об универсальности правосудия.

Теперь в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте будут созданы межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений. Этими судами будут рассматриваться административные дела по искам граждан, поданным против действий и решений должностных лиц.

В Указе указан еще один важный вопрос. Другими словами, вводится институт предварительного слушания, предоставляющей возможность оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде.

 Так зачем был нужен этот институт? В нашей судебной практике когда-то существовал институт, возвращающий уголовные дела для дальнейшего расследования, и суды могли прийти к такому выводу на нескольких этапах. Впоследствии, после упразднения института возвращения дел для дополнительного расследования, органом предварительного следствия были допущены непоправимые в суде ошибки, и в результате как отмечалось в Указе, в прошлом году 469 дел были возвращены прокурору для устранения недостатков в предварительном расследовании после нескольких дней или даже месяцев слушания.

Это само по себе требует дополнительного времени, дополнительной работы, дополнительных средств. В настоящее время предусматривается процесс назначения дела в суд в течении 7 дней, в течение которых судья окончательно рассмотрит дело и решит этот вопрос.

Указом также приводится в соответствие с передовыми международными стандартами процедура участия прокурора в судебных процессах. То есть, отказом прокурора от обвинения в судебном процессе, можно будет прекратить уголовное дело по реабилитирующим основаниям. Прокурор может истребовать из суда и изучить дело, по которому приговор, решение, определение или постановление суда вступило в законную силу, только в случае наличия обращения сторон по данному делу. Исключается участие прокурора по его собственной инициативе в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах.

 Указ также предусматривает другие важные вопросы. Что наиболее важно, исходя из международного опыта, вставлен вопрос упразднения института рассмотрения судебных дел в порядке надзора.

Разумеется, рассмотрение дел в таком порядке в суде повысит статус института адвокатуры, то есть создаст возможность прямого или косвенного участия адвокатов в этих делах.

Решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей.

Установление такого порядка, несомненно, послужит открытости, справедливости и законности судебных разбирательств.

Еще один важнейший вопрос заключается в том, что с 1 января 2021 года предусматривается перевод на полное финансирование за счет средств Государственного бюджета оплаты труда и дополнительных выплат, а также повышение размера заработной платы судей и работников судов, что, безусловно, важно для обеспечения независимости судей и работников судов.

Указом также предусматриается вопрос защиты прав и интересов судей и кандидатов в судьи. Обеспечение реализации этого вопроса, обеспечивает принципы справедливости и прозрачности при отборе и расстановке судебных кадров.

На ряду с другими вопросами, направленных на совершенствование судебной системы, создание Управления по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации в Верховном суде Республики Узбекистан и пресс служб в структуры областных и приравненных к ним судов, играет важную роль в обеспечении прозрачности правосудия.

 Следует отметить, что Указ имеет большое значение для свободного и справедливого общества. Конечно, необходимость обеспечения справедливости в обществе требует последовательных реформ. Судебная власть ждала таких реформ. Мы полностью поддерживаем широкомасштабные, комплексные реформы в этой области, инициированные Президентом в интересах нашего народа, и мы рады признать, подчеркнуть, что этот Указ соответствует программным целям, выдвинутым социал-демократической партией Узбекистана «Адолат».

Так, как судебная власть является весами правосудия, она должна быть в практике независимым органом, обеспечивающим верховенства закона при справедливом решении каждого дела, как гарантия прав человека. Иначе быть не может. Цель нашей партии – достичь превращения правосудия в орган самого надежного и действительно независимого, защищающего прав человека.

Абдукамол РАХМОНОВ,

заместитель председателя Политического Совета СДПУ «Адолат»

Поделиться с друзьями

+