Укрепляется система социальной защиты населения Узбекистана

02.12.2020 10:12:10

Правительством Узбекистана запущена совместная с ООН программа по укреплению системы социальной защиты населения Узбекистана. Бюджет программы составляет два миллиона долларов США и направлен на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Данная программа финансируется Глобальным фондом ООН под руководством Генерального секретаря Антонио Гуттериша, который помогает развивающимся странам ускорить прогресс в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Примечательно, что данная совместная программа по развитию социальной защиты населения Узбекистана является одной из 24 одобренных проектов, финансируемых Глобальным фондом ООН.

Главная цель программы – обеспечение доступности качественных услуг социальной защиты для всех граждан Узбекистана на протяжении всей жизни. Программа реализовывается в трех приоритетных областях:

1) содействие в решении проблемы классификации функций социальной защиты в разных министерствах и ведомствах путем создания единого государственного органа по социальной защите;

2) разработка комплексной национальной стратегии социальной защиты в соответствии с международными стандартами;

3) пилотирование интегрированного подхода «пособия+услуги» для предоставления социальной защиты лицам с инвалидностью.

19 ноября 2020 года была проведена встреча, организованная совместной Программой Правительства и агентств ООН по укреплению системы социальной защиты в Узбекистане, в формате видеоконференции на тему: «Роль минимальных норм социального обеспечения в разработке политики социальной защиты и управлении финансами». Данная встреча была организована в рамках совместной Программа ООН по укреплению системы социальной защиты в Узбекистане, реализуемой ЮНИСЕФ, МОТ и ПРООН.

В нем приняли участие Хосе Франческо Пачеко Хименез - Международный эксперт МОТ, Нилуфар Камалова - Национальный советник по социальной защите (МОТ Узбекистан), члены рабочих групп, вовлеченных в процесс разработки НССЗ, сотрудники линейных министерств и ведомств.

Управление финансами, бюджетирование, ориентированное на результат, и их значение для социальной защиты был основным направлением онлайн тренинга.

Хосе Франческо Пачеко Хименез - Международный эксперт МОТ в свеем презентации обратил внимание слушателей на планирование на основе результатов и бюджетирование, ориентированное на результат, а также подробно рассказал о финансовом менеджменте и его необходимости для социальной защиты. В заключении обсуждали преимущества бюджетирования.

Несмотря на свои основополагающие роль и функции, социальное обеспечение остается нереализованной мечтой для громадного большинства населения мира, лишенного доступа к защите по социальному обеспечению или же имеющего к соответствующим системам весьма ограниченный доступ. С учетом этого колоссального дефицита с точки зрения сферы охвата – по расчетам МБТ, приблизительно 80% населения мира лишены адекватных гарантий доходов и/или доступа к медицинскому обслуживанию – трехсторонние участники МОТ за последнее десятилетие неоднократно подтверждали важность социального обеспечения и ведущей роли МОТ по оказанию помощи своим государствам-членам по расширению сферы охвата социального обеспечения.

Пособия, выплачиваемые по системе социального обеспечения, могут финансироваться из самых разных источников – от общих бюджетных поступлений до целевого налогообложения, взносов в систему социального обеспечения, частных страховых взносов или оплаты медицинских услуг за собственный счет. В большинстве стран применяются собственные комбинации источников финансирования.82 Модели финансирования обычно формируются в течение десятилетий существования системы социального обеспечения, отражая национальные предпочтения в отношении организации национальных систем социального обеспечения. Соотношение налогов и взносов отражает предпочитаемые формы национальной солидарности в системах, финансируемых за счет налогов, или коллективной солидарности в страховых системах.

По оценкам МОТ, денежные пособия в рамках минимальных норм социальной защиты могли бы финансироваться в ряде развивающихся стран в пределах 2,2-5,7% ВВП в случае выплаты всеобщих пособий и за счет значительно меньших ассигнований в случае выплаты пособий в зависимости от степени нуждаемости. Например, Маврикий – одна из немногих африканских стран, почти полностью обеспечивающих выплату пособий без предварительных взносов в рамках минимальных норм социальной защиты; на их финансирование расходуется около 3% ВВП (Расчеты на основе данных доклада Статистика социального обеспечения 2003/04-2008/09 гг., подготовленного Государственным статистическим бюро. Маврикий http://www.gov.mu/portal/goc/cso/ ei827/socsec.pdf) или около 12% общего объема государственных расходов. Система Bolsa Familia в Бразилии и программа поддержки доходов Benazir в Пакистане служат примерами того, как основные элементы минимальных норм социальной защиты могут финансироваться за счет примерно 0,3-0,4% ВВП; при этом, по оценкам МОТ, по Вьетнаму на преодоление всех пробелов в точки зрения сферы охвата минимальных норм социальной защиты может потребоваться лишь 2,6% ВВП (МБТ: Compatibility analysis of the national social protection strategy and the UN Social Protection Floor Initiative. Costing and financial projections to implement social protection policies, 2011-2020, готовится к печати)

В целом представляется, что в зависимости от национальных предпочтений в отношении финансирования всеобщих пособий за счет налоговых поступлений или взносов расходование денежных средств на обеспечение минимальных норм социальной защиты в зрелых системах социального обеспечения не должно превышать 10-30% от общего объема национальных расходов на социальные нужды.

Пожалуй, самый интересный вывод, вытекающий из анализа национальных расходов на социальные нужды, заключается в том, что страны с одним и тем же уровнем государственных расходов выделяют существенно разные доли имеющихся у них ресурсов на социальное обеспечение. «Таким образом, объем инвестиций в систему социального обеспечения ... зависит в значительной степени от преобладающей политической воли и общественных устремлений ...».

Некоторые страны, как сообщается, принимают самые разные меры для обеспечения достаточного уровня финансирования, включая целевые сборы на нужды социального обеспечения и расширение общей базы налогообложения путем повышения собираемости налогов и введения новых налогов, в том числе акцизов на алкоголь или табачные изделия, налогов на предметы роскоши, штрафов за загрязнение окружающей среды или налогов в конкретных отраслях, таких как фармацевтическая промышленность. Так, в Алжире начиная с 2006 года 2% доходов нефтяной отрасли направляется в бюджет системы социального обеспечения, а в 2010 году был создан Фонд социального страхования, средства которого формируются за счет части поступлений от налогов на табачные изделия, прибыли от импорта лекарственных средств и налога на покупку яхт. В Гане 2,5 процентных пункта НДС переводятся целевым образом на счет Национального органа медицинского страхования.

Страны со зрелыми системами социального обеспечения все чаще сталкиваются с финансовыми трудностями в плане поддержания их стабильности; поэтому они прилагают усилия, направленные на совершенствование методов управления системами в целях повышения их эффективности.

В целом, большинство национальных систем финансирования покрывают расходы на выплату базовых пособий, т.е. обусловленных, необусловленных или зависящих от степени нуждаемости базовых социальных выплат и основных медицинских услуг, предоставляемых на всеобщей или выборочной основе за счет общий налоговых поступлений.

В предыдущих вебинарах заслушали Ясмина Папа - Специалист по социальной защите Регионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Майя Стерн Плаза - Советник по правовым аспектам и стандартам социальной защиты. Изучали темы «Нормы в области социального обеспечения: изучаем, ратифицируем, применяем», «Принципы социального страхования» и обсуждали вопросы «Что такое нормы в области социального обеспечения?», «Актуальность норм социального обеспечения для Национальной стратегии социальной защиты», «Основные принципы социального страхования: примеры пенсий; охраны материнства, защиты от безработицы», «Что это означает на практике? Создание системы страхования: пример Таиланда», «Проблемы и возможности для усиления роли социального страхования в НССЗ, законодательстве и на практике в Узбекистане».

Данный семинар из цикла тренингов по счету третий, четвертый заключительный тренинг на тему: «Формирование и построение бюджета социальной защиты» проведен в онлайн режиме 26.11.20 г.

Нодира Каримова,

депутат Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов,

заведующая отделом охраны труда Федерации профсоюзов Узбекистана

Поделиться с друзьями

+