Основная цель – обеспечение мира и безопасности, проведение открытой и конструктивной внешней политики

06.01.2021 09:01:03

В настоящее время Послание Президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису активно обсуждается широкой общественностью.

Члены Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по международным делам и межпарламентским связям также высказали свои мнения об изложенных в Послании предложениях и инициативах по обеспечению мира и безопасности, проведению последовательной, конструктивной и сбалансированной внешней политики.

Дилором ФАЙЗИЕВА, председатель комитета:

– В своем Послании глава нашего государства обозначил важнейшие задачи, направленные на обеспечение последовательного роста уровня жизни населения нашей страны в 2021 году. В документе также были затронуты вопросы реализации эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для осуществления комплексной программы модернизации и реформирования всех сфер жизни общества и государства.

Следует отметить, что за последние годы на международной арене резко возрос авторитет нашей страны. Узбекистан добился качественных изменений и стремится быть ответственным и дальновидным партнером, способным к открытому и конструктивному диалогу.

Безусловно, острые геополитические и геоэкономические процессы, происходящие в мире в условиях пандемии, требуют дальнейшего развития межгосударственных отношений, их адаптации к новой реальности.

В этом контексте каждый из вопросов, обозначенных во внешнеполитической части Послания, имеет чрезвычайно важное значение. Успешная реализация поставленных задач, в свою очередь, послужит укреплению имиджа нашей страны на международной арене, созданию вокруг нее безопасной и стабильной среды для широкомасштабного международного сотрудничества.

Кодир ЖУРАЕВ, заместитель председателя комитета:

– Выдвинутое в Послании предложение об обновлении и комплексном совершенствовании Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан является очень важным. Данная инициатива  примечательна и тем, что она своевременна и логически правильно поставлена.

Как известно, Концепция внешнеполитической деятельности – это доктринальный документ, полностью охватывающий комплексную систему средне- и долгосрочных стратегических целей и задач государства в сфере международных отношений, определяющий механизмы и приоритеты продвижения, реализации и защиты национальных интересов, систематизирующий основные принципы внешней политики страны.

Действующая Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан была принята в 2012 году и как концептуальный документ в определенном смысле воплотила основные цели, задачи и приоритеты прогрессивной внешней политики нашей страны.

Однако наше стремительно меняющееся время показывает, что вчерашние измерения не соответствуют критериям нынешнего развития. Поэтому существует большая потребность в улучшении некоторых аспектов концепции на основе открытой, конструктивной и практичной внешней политики нового Узбекистана, его растущей роли и авторитета на мировой арене.

Особенно актуальной задачей, стоящей на повестке дня, становится достойное реагирование на кардинальные изменения в современных международных отношениях, неожиданные колебания военно-политической обстановки в мире, углубление процессов глобализации, трансформации в местах расположения могущественных политических и экономических сил, происходящие в соседних регионах инциденты, а также на все более усиливающиеся угрозы и вызовы.

Принятие новой редакции Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан продемонстрирует всему миру прогрессивный характер внешней политики нашей страны, ее растущие экономические и дипломатические усилия, принцип открытости. В то же время сегодняшняя реальность наглядно показывает высокую политическую волю Президента Узбекистана в деле укрепления безопасности, стабильности и добрососедства, духа стратегического партнерства не только в центральноазиатском регионе, но и вокруг него.

Жахонгир МАМАЖОНОВ, член комитета:

– В своем Послании Президент обозначил задачи нашей внешней политики на 2021 год, подчеркнув при этом, что развитие центральноазиатского региона должно оставаться приоритетным направлением.

Как известно, по геостратегическому положению Центральная Азия на протяжении тысячелетий находилась в центре глобальных процессов. Кроме того, наш регион с его богатым культурным и историческим наследием всегда служил уникальным перекрестком, соединяющим Европу, Ближний Восток, Южную и Восточную Азию.  

Следует признать, что в последние годы благодаря инициативам Узбекистана регионального значения и глобальным усилиям по их практической реализации взаимное доверие и уважение, тесное сотрудничество между государствами Центральной Азии вышли на новый уровень, сняты многолетние барьеры. За короткий период времени в регионе укрепилась атмосфера дружбы, добрососедства и стратегического партнерства.

До недавнего времени считалось неприемлемым говорить на определенные темы во взаимоотношениях, отныне же не осталось «закрытой» или «секретной» темы. Стороны в открытом и конструктивном духе решают вопросы политического, торгового, экономического, трансграничного взаимодействия, рационального использования водных ресурсов, делимитации и демаркации границ, пересечения пограничных пунктов пропуска.

Зухра ШОДИЕВА, член комитета:

– В Послании подчеркивается необходимость дальнейшего расширения многоплановых и взаимовыгодных отношений с нашими главными зарубежными партнерами – Россией, Китаем, США, Турцией, Германией, Францией, Великобританией, Южной Кореей, Японией, Индией, Пакистаном, Объединенными Арабскими Эмиратами и рядом других государств, и это не случайно. Именно эти страны являются крупнейшими партнерами Узбекистана на международной арене, с большинством из них подписаны соглашения о стратегическом партнерстве и непрерывно растут объемы  товарооборота.

В последние годы отношения с  вышеупомянутыми странами развиваются не только в двустороннем, но и в многостороннем формате в рамках авторитетных структур. Не секрет, что резкое повышение инвестиционной активности в последние годы стало одним из основных факторов экономического роста в нашей стране.

Так, за последние четыре года среднегодовой темп роста притока иностранных инвестиций составил 22 процента, а их общий объем – 26,6 миллиарда долларов, из которых 17,5 миллиарда долларов – прямые инвестиции. Для сравнения можно сказать, что результаты за эти четыре года совпадают с показателями 2007-2017 годов.

В Послании также подчеркивается необходимость дальнейшего углубления взаимовыгодных отношений со странами-партнерами в ряде областей, не ограничиваясь достигнутыми результатами. К примеру, руководству Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, в частности, дипломатическим представительствам нашей страны за рубежом, даны четкие поручения по внедрению новой, более эффективной системы работы, что также возлагает на нас, депутатов, большую ответственность.

Мы должны эффективно использовать механизмы парламентского и депутатского надзора за своевременным и качественным выполнением задач, обозначенных в Послании, проводить регулярный мониторинг их выполнения соответствующими организациями и ведомствами. В результате политические, торгово-экономические, инвестиционные, научно-технические, культурные и гуманитарные связи между нашими странами будут и дальше развиваться и расширяться.

Нодир ЖУМАЕВ, член комитета:

– В своем Послании Президент выражает твердую уверенность в установлении мира на территории соседнего Афганистана, особо подчеркнув, что будет уделять особое внимание вопросу продолжения оказания практической помощи в этом благородном деле.

Действительно, отношения между Узбекистаном и Афганистаном имеют многовековые исторические корни и сегодня направлены на обеспечение мира и стабильности в регионе, укрепление многостороннего политического сотрудничества и расширение торгово-экономических связей. Узбекистан уделяет особое внимание урегулированию продолжающегося уже более 40 лет конфликта в соседнем Афганистане. Без преувеличения можно сказать, что этот вопрос является одним из приоритетных в международной повестке дня узбекского лидера. В конце 2016 года стремления Узбекистана и Афганистана к установлению конструктивных и дружеских отношений вышли на новый уровень с новыми подходами сторон и открыли двери для беспрецедентных перспектив сотрудничества.

Так, организованная по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Ташкентская международная конференция вызвала большой интерес на мировой арене и стала важной платформой для мирного решения афганской проблемы, которая затрагивает не только наш регион, но и другие территории, а также своеобразным фундаментом для будущих встреч и переговоров.  

Как подчеркнуто в Послании, очень важно, чтобы мы оказали всемерную поддержку присоединению Афганистана к региональному экономическому сотрудничеству. Также важно понимать, что чем меньше угроз с территории Афганистана, тем меньше заботы о нашей национальной безопасности.

Сэкономленные в этом плане ресурсы можно направить на решение социально-экономических проблем, повышение уровня жизни наших граждан.

Как отметил в Послании глава нашего государства, предпринимаются первые практические шаги по построению трансафганского транспортного коридора, соединяющего Центральную Азию с Индийским океаном. Реализация этого проекта, с одной стороны, послужит усилению его роли как важного моста, соединяющего Центральную и Южную Азию, а с другой – внесет неоценимый вклад в обеспечение устойчивого экономического роста во всем регионе.

В целом полная поддержка Узбекистаном процесса межафганского примирения отвечает национальным интересам нашей страны. Мирная жизнь в Афганистане откроет большие возможности для сотрудничества между регионами Центральной и Южной Азии в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, научно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах.

Абдулла АСЛОНОВ, член комитета:

– В своем Послании глава нашего государства также уделил большое внимание развитию сотрудничества с ООН и другими влиятельными международными и региональными структурами. Ибо развитие отношений с международными организациями играет важную роль в интеграции нашей страны в мировое сообщество.

  Из года в год укрепляются связи Узбекистана с ООН и специализированными организациями и учреждениями в ее структуре, в частности, Программой развития ООН, Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Детским фондом (ЮНИСЕФ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Организацией по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), структурой ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин («ООН-женщины»), Региональным центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии, Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).  

Вместе с тем последовательное продолжение и развитие сотрудничества с данными организациями полностью соответствуют нашим национальным интересам. С этой точки зрения слова Президента на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о том, что мы  твердо верим, что ООН и впредь будет играть решающую роль в международных отношениях, ярко отражают позицию нашей страны в этом направлении. При этом Цели ООН в области устойчивого развития полностью совпадают со Стратегией действий и охватывают вопросы снижения уровня малообеспеченности населения, сокращения бедности, обеспечения продовольственной безопасности и экологической стабильности, охраны здоровья граждан, развития экономики, повышения качества образования, роли и активности женщин в обществе.

Уктамжон ИСЛОМОВ, член комитета:

– В Послании особое внимание уделяется вопросу последовательного развития связей как с международными, так и с региональными организациями. В частности, углубление взаимовыгодного сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества имеет для нас принципиальное значение. Известно, что почти за 20 лет ШОС проявила себя в качестве эффективного механизма всестороннего сотрудничества и заняла твердую позицию на международной арене. За короткий период была сформирована весомая договорно-правовая база организации, созданы ее структурные органы, налажена их устойчивая деятельность. В своей речи на онлайн-саммите глав государств-членов ШОС, состоявшемся в октябре 2020 года, Президент нашей страны привлек внимание к приоритетному значению укрепления «Шанхайского духа» в условиях пандемии, выдвинул конкретные предложения и инициативы по региональным и международным вопросам. В частности, отмечена необходимость реализации совместных антикризисных программ, предусматривающих развитие электронной коммерции и стимулирование взаимных инвестиций, развитие цифровых технологий, разработку совместных программ по подготовке специалистов в данной сфере. Особый акцент был сделан на разработке программы сотрудничества в области адресной поддержки нуждающихся слоев населения и сокращения бедности, создания сети медицинских учреждений, внедрения новых дистанционных технологий в здравоохранение в условиях пандемии. Углубление сотрудничества в рамках ШОС создаст возможность для эффективной реализации указанных идей и предложений. Наша страна будет председательствовать в ШОС на очередном саммите 2021 года и, несомненно, выдвинет ряд международных инициатив по дальнейшему развитию сотрудничества. Успешное председательство Узбекистана в рамках СНГ в прошедшем году полностью оправдывает данное доверие.    

Зулайхо АКРОМОВА, член комитета:

– Безусловно, Послание Президента страны Олий Мажлису – самый правильный и конкретный путь к будущему нашего народа, его спокойствию и благополучию. В Послании наряду с другими вопросами также определены задачи по дальнейшему развитию связей Узбекистана с зарубежными странами и международными организациями, целью которых является повышение уровня жизни нашего народа. В документе отдельное место отведено сотрудничеству в рамках СНГ. Расширение связей с данной региональной структурой по всем направлениям соответствует национальным интересам нашей страны.                    

Известно, что в 2020 году Узбекистан впервые председательствовал в СНГ. Несмотря на тяжелые условия, вызванные пандемией, в рамках данного председательства в течение года было успешно проведено свыше 60 международных мероприятий, принято около 70 важных документов для последовательного расширения всестороннего сотрудничества на основе конкретного плана.    

Узбекистан выдвинул ряд предложений и инициатив по расширению многогранного сотрудничества в рамках данной организации. В их числе – восстановление в ускоренном темпе торгово-экономических связей стран СНГ, широкое внедрение практики применения «зеленых» и упрощенных коридоров в рамках Содружества, запуск новой единой платформы по развитию электронной торговли и принятие соответствующей «дорожной карты».  

Главное, утверждены Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года и Приоритетные направления сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, выдвинутые Президентом Узбекистана. Эти документы, несомненно, сыграют важную роль в углублении сотрудничества между странами СНГ.  

Феруза НИГМАТОВА, член комитета:

– В Послании отдельное внимание уделено укреплению в нашем обществе атмосферы межнационального согласия и толерантности. 30 июля решено отмечать в Узбекистане в качестве Дня дружбы народов. Как известно, 27 апреля 2011 года на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция о Международном дне дружбы. В этом контексте празднование Дня дружбы народов преследует актуальнейшую и важнейшую цель – дальнейшее укрепление дружеских отношений между нациями и народами нашей Родины. Вековые традиции и ценности всех наций и народностей, проживающих в нашей стране, будут чтиться и впредь, и в дальнейшем в центре внимания будет обеспечение мира и спокойствия, единства и согласия народа.  

Сегодня в Республике Узбекистан в составе 34-миллионного населения в дружбе и сплоченности проживают представители более 130 наций и народностей. Для этого в стране осуществляется весомая практическая работа по укреплению межнационального согласия и межрелигиозной толерантности.  

В республике действуют около сорока национальных культурных центров и 34 общества дружбы. В образовательных учреждениях налажено преподавание на 7 языках (узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, таджикском и туркменском). Национальная телерадиокомпания Узбекистана ведет свои программы на 12 языках. Печатная продукция издается на 14 языках.  

Провозглашение главой нашего государства 30 июля Днем дружбы народов отражает практические усилия, направленные на обеспечение мира и согласия нашего многонационального народа. Нашей целью является достойное и широкое празднование этой даты, пропаганда дружбы народов, что будет способствовать укреплению мира и согласия в Узбекистане и послужит важной основой стабильного прогресса в будущем.

Дилбар УСМОНОВА, член комитета:

– Открытая внешняя политика и уверенные действия Узбекистана на мировой арене достойно оцениваются мировым сообществом. Авторитет и престиж нашей страны повышают ее стремления по налаживанию и развитию крепких связей с миллионами наших соотечественников, проживающими в зарубежных странах. В прошлом году в Афганистане на государственном уровне представителями узбекской диаспоры отмечался праздник узбекского языка как одного из официальных языков этой страны. Это, безусловно, вызывает чувство гордости у нашего народа. Огромная работа по оказанию помощи сотням тысяч наших соотечественников во время пандемии еще более укрепила доверие к нашему государству.  

В Послании озвучено предложение о создании фонда «Ватандошлар» («Соотечественники») для установления еще более тесных связей с нашими земляками, проживающими в различных странах мира. Конечно, наши соотечественники, которые по воле судьбы оказались в зарубежных странах, считают своей Родиной именно Узбекистан. Установление связей с ними, защита их прав являются высоким проявлением гуманизма. С этой точки зрения я активно поддерживаю предложение главы нашего государства.    

Мукаддас ТИРКАШЕВА, член комитета:  

– В Послании особое внимание уделено и вопросу углубления в рамках внешней политики страны международного сотрудничества по смягчению негативного воздействия Аральской катастрофы.  

Все мы прекрасно знаем, что высыхание Аральского моря является одной из крупнейших экологических катастроф в истории человечества, а соли, пыль и токсичные вещества, поднимающиеся со дна превратившегося в пустыню моря, ставят под угрозу жизнь населения и фауны всей планеты.  

Сейчас Узбекистан осуществляет беспрецедентную практику – превращает миллионы гектаров пустыни, образовавшейся на месте моря, в леса. Эта мера является самой экономичной, эффективной и удобной. Также налажена деятельность Международного инновационного центра Приаралья, созданного в целях расширения масштабов научно-исследовательских и практических работ на засоленных участках Приаралья, улучшения экосистемы региона и обеспечения достойных условий жизни населения.

Но, откровенно говоря, Узбекистану сложно реализовать эту масштабную работу в одиночку. Поэтому очень важно, чтобы все мировое сообщество сплотилось и оказало содействие в достижении намеченной цели. Эта работа значима и своей направленностью на стабилизацию социально-экономического положения в Приаралье, улучшение здоровья населения региона и сохранение генофонда в зоне экологического кризиса.  

Кроме того, дальнейшая активизация практической работы в рамках Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья, созданного в 2018 году совместно с ООН, будет способствовать дальнейшему укреплению международного сотрудничества и достижению конечной цели – кардинальному преобразованию облика региона Приаралья.

Источник: УзА

 

Поделиться с друзьями

+