РОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ: КТО В ОТВЕТЕ ЗА ДЕТЕЙ?

27.04.2020 13:04:42

В любой сфере жизни, в каждом виде деятельности большую роль играет компетентность задействованных людей, их соответствие такому понятию, как специалист. Именно поэтому развитие страны напрямую зависит от уровня образованности ее граждан, в основе которой лежит качество образовательных услуг. Педагог – ключевое звено в этой системе. И поэтому важно создать условия, в которых он сможет всецело посвятить себя образовательному процессу.

На практике же преподаватели сталкиваются со множеством трудностей, одна из которых – взаимодействие с родителями. Зачастую учитель оказывается недостаточно защищенным перед нападками со стороны семьи учащегося. Как показывает практика, ситуации, когда родители обращаются к руководству учебного заведения или в вышестоящие инстанции с жалобами на преподавателя встречаются все чаще. Многие из них занимают позицию «ребенок всегда прав», в итоге страдает статус и репутация учителя. А там, где нет уважения к педагогу, не будет и качественного результата.

Второй причиной является то, что родители не уделяют достаточного внимания обучению ребенка, либо выстраивают психологически дискомфортные условия, требуя высоких результатов любой ценой. Безучастие в образовании ребенка – будь то бесконтрольность в выполнении им домашнего задания или невнимание к его психологическому состоянию и отношению к обучению в целом – ведут к тому, что нарушается цикл усвоения знаний: из него выпадает повторение и закрепление изученного дома, снижается успеваемость, возникают конфликты, а виноватым остается учитель.

Устранению именно этих факторов посвящены изменения в ряде статей, которые были рассмотрены 23 апреля депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса в ходе пленарного заседания, прошедшего в формате видеоконференц-связи. В частности, в статье 47 Кодекса об административной ответственности увеличен размер штрафов за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей.

Также Кодекс дополнен новой статьей 1975 – установлена ответственность за незаконное вмешательство в профессиональную деятельность педагогического работника образовательного учреждения, выразившееся в оказании влияния на правильную и объективную оценку знания учащихся, а равно воспрепятствование выполнению его служебных обязанностей.

Закон Республики Узбекистан «Об образовании»  дополнен статьей 301 – в нем определены гарантии защиты государством профессиональной чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников образовательных учреждений, а также недопущение вмешательства в их профессиональную деятельность и воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей.

Для того чтобы преподаватель, защищая свои права, не столкнулся с бюрократическими барьерами, в соответствии с внесенными изменениями в статьи 283 и 305, педагогические работники смогут обращаться в суд без составления протокола об административном правонарушении, в случаях незаконного вмешательства в его профессиональную деятельность или воспрепятствования выполнению служебных обязанностей, предусмотренных статьей 1975 Кодекса, а суд, в свою очередь, должен рассматривать дела по статьям 47 и 1975 Кодекса в течение трех дней.

Данные поправки и дополнения в Закон и Кодекс, внесенные на основе предложений и мнений  членов фракций политических партий, комитетов, специалистов и ученых, а также граждан, участвовавших в обсуждении на веб-сайте regulation.gov, где проект был размещен для общественного обсуждения (ID-10897) 6 декабря 2019 года, были приняты единогласно во втором чтении.

Проблемы взаимодействия семьи и педагога, защищенности прав учителей – вопрос актуальный и требующий действенных механизмов, которые помогут повысить статус учителя, а также улучшить качество образовательной сферы в целом.

При этом важно, чтобы родители понимали свою ответственность, но ими руководило не только нежелание выплачивать штрафы, но и осознанность – если родители и учителя будут работать сообща и каждый внесет свою лепту в развитие ребенка, то это скажется не только на уровне знаний одного человека, но на образованности всего поколения.

 Наши мудрые предки, признанные во всем мире, не полагались в своем образовании и развитии исключительно на свой талант, но глубоко чтили и уважали своих наставников. Престиж человека, обладающего знаниями и умеющего передать их другим, на Востоке всегда был чрезвычайно высок. Обучение и воспитание считалось делом первостепенной важности, а учитель – носителем истины для ученика, примером для подражания. Учитель собирает мудрость тысячелетий и передаёт своим ученикам «из рук в руки, от сердца к сердцу». «Учитель, Устоз, Домулла…» – эти слова здесь пишут с большой буквы.

Джами – в сиянии вождь людей благочестивых,

Подобен кубку, совершенному от линий зримых,

Он близок мне и правит мною, с тёплой добротой,

К нему склоняюсь я, он и наставник, и учитель и мой.

 Так по-восточному витиевато и изящно восхищается своим учителем человек, основавший узбекскую литературу и возвеличивший узбекский литературный язык, покровитель литературы, науки и искусства великий узбекский поэт, чьим именем названы города, улицы, школы и корабли – Алишер Навоий.

Сам же Джами тоже высоко оценивал значение и труд учителя, идеалом которого он считал Аристотеля – великого педагога, наставника Александра Македонского. В своём произведении «Книга мудрости Искандера» он рассказывает о том, как Македонский учителю воздаёт почести больше, чем отцу: «Я в долгу перед своим учителем не меньше, чем перед отцом своим. Отец подарил мне жизнь, а учитель – всё то, благодаря чему я могу жить хорошо».

И сегодня, приложив мудрость наших предков к современности, взяв за основу уважение к учителю и участие в жизни своих детей, мы, бесспорно, придем к тому, что плоды усилий будут пожинать многие поколения, живущие после нас.

 Инна КОРЖИКОВА,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Поделиться с друзьями

+