Приоритетная задача – обеспечение справедливости в обществе

10.07.2020 09:07:00

О реформах в судебно-правовой системе страны, системе правосудия и проводимой работе по обеспечению прав и законных интересов человека корреспонденту УзА рассказал председатель Верховного суда Республики Узбекистан Козимжон КОМИЛОВ:

– Действительно, справедливость – это приоритет среди всего, что дано человечеству. Именно поэтому во всех делах человек опирается на справедливость, стремится оценивать жизнь на основе этого критерия. Справедливость – это не просто естественная, а духовная, социальная потребность. В любом обществе и государстве важную роль играет вера в справедливость и, следовательно, – доверие судам, правосудию.

Если рассматривать достижение справедливости с точки зрения обеспечения неукоснительного исполнения законов, становятся очевидными роль и значение суда и правосудия в этом направлении. Не без основания глава государства выдвинул такие принципы, как “Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу”, “Главный приоритет – интересы человека”, “Государство и реформы должны служить интересам человека.

Потому что в Конституции Узбекистана и разработанной на ее основе Стратегии действий ключевыми определены человек, обеспечение его прав, свобод и законных интересов. Эта идея положена в основу проводимых системных реформ – новой государственной политики обновляемого Узбекистана.

Уместно отметить, ценность человека определяется уровнем обеспечения его прав, исполнением законов в этом направлении, правильного и справедливого их применения. Все это означает обеспечение правосудия.

Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису, важнейшей из задач на ближайшее будущее является, прежде всего, полное обеспечение независимости судов.

На состоявшемся 30 июня текущего года видеоселекторном совещании, посвященном обсуждению задач по обеспечению правосудия и противодействию коррупции, Президент, высказывая свое мнение о судебной системе, отметил: «Каждый, кто приходит в здание суда, должен уходить с уверенностью в том, что в Узбекистане торжествует справедливость. Это требование Президента!»

За прошедшие три года по этим вопросам принято более 20 законов, указов и постановлений. В результате проводимых реформ судами впервые вынесены оправдательные решения в отношении 2273 граждан.

В отношении более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, по не знанию ступивших на путь преступления, не применено наказание в виде лишения свободы, поручительство за них возложили на себя махалли и общественность. За нарушение прав человека 60 сотрудников ведомств правопорядка привлечены к уголовной ответственности. Подобные преобразования укрепляют в людях чувство уверенности в справедливости.

В целях обеспечения приоритета справедливости и закона судьями выносятся оправдательные приговоры, и это, вне сомнения, большое достижение судебно-правовой системы.

 

Вновь обратимся к цифрам. В 2019 году судами по уголовным делам рассмотрены 28846 дел в отношении 36845 лиц. 859 из них оправданы и реабилитированы, 19278 лицам определены наказания, не связанные с лишением свободы.

1368 лиц осуждены условно. Благодаря эффективному действию института примирения 7329 граждан освобождены от уголовной ответственности. В прошлом году судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда в контрольном порядке рассмотрены 1486 дел в отношении 1788 лиц. Отменены вынесенные нижними судебными инстанциями решения в отношении 1037 лиц и изменены судебные решения, вынесенные в отношении 581 лица.

 

Судами по гражданским делам рассмотрены 188282 дела, вынесены 162327 определений. Судебной коллегией по гражданским делам в контрольном порядке рассмотрены 1024 дела, отменены вынесенные судами первой инстанции 327, изменены 117 судебных решений.

Экономическими судами рассмотрено 197291 дело и приняты судебные решения о взыскании в пользу истцов 11,7 триллиона сумов. Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда в контрольном порядке рассмотрены 675 жалоб и протестов. Отменены вынесенные судами первой инстанции 345, изменены 115 судебных решений.

В этот период административными судами рассмотрено 16256 дел касательно публично-правовых отношений. В результате восстановлены права 11142 граждан и юридических лиц. Вместе с тем административными судами по правонарушениям, предусмотренным Кодексом об административной ответственности, рассмотрено 412807 дел, возбужденных в отношении 495106 лиц.

Судебной коллегией по административным делам Верховного суда в контрольном порядке рассмотрены 3754 жалобы и протеста. Из них 704 изучены на основе материалов дел, отменены 380 и изменены 58 решений, вынесенных судами первой инстанции.

Из рассмотренных Верховным судом 925781 дела по 2960 судебные документы судов первой инстанции скоординированы в соответствии с законом. То есть, в этих делах обеспечен приоритет закона – справедливость. Потому что принятие неверного решения даже по одному из рассмотренных судами дел считается угрозой, по меньшей мере, судьбе одного человека, нарушением принципа справедливости в этом деле.

И это должны глубоко осознавать судьи всех судов системы. Анализ ошибок, которые порой кажутся незначительными в объеме всех рассмотренных дел, указывает на наличие ряда факторов, негативно воздействующих на полноценное обеспечение правосудия, формирование чувства доверия к судам у населения.

Первый фактор связан с практикой применения права в деятельности судов, улучшения нормотворчества в этом направлении. Следовательно, есть потребность в действующих напрямую законах. Например, в рассматриваемых экономическими судами делах основная часть конфликтов связана с предпринимательской деятельностью, договорными отношениями, и для решения подобных конфликтов требуются системные законодательные документы.

Например, касательно сферы предпринимательства и частного сектора принято более 14 тысяч законодательных актов. Основная часть из них – это подзаконные или ведомственные документы, в которых указано огромнейшее число принципов упорядочения, действие лишних правил мешает правосудию. В этой связи вместо прямого обеспечения гарантированных прав предпринимателей судам приходится рассматривать дела на основе подзаконных актов, служащих исполнению законов и нормативно-правовых документов органов государственной власти.

Второй фактор - неумение отдельных судей адаптироваться к современным преобразованиям, требованиям времени. Между тем, судьи ответственны за обеспечение справедливости, правосудия, приоритета закона и, следовательно, духовность судей должна быть на соответствующем уровне. Для этого необходимо работать над собой, шагать в ногу со временем - это актуальная задача нынешнего дня.

Судьи должны глубоко осознавать суть духовности. Приоритетом в их жизни и деятельности должны быть честность, чистота. Это даст ожидаемый результат. Как отмечено в Послании, легко говорить «противодействовать коррупции, обеспечивать справедливость». Уроки прошлого свидетельствуют, стоит дать какой-либо организации полномочия по противодействию коррупции, как все нити этого недуга связываются с этой организацией.

И эта организация начинает заниматься не противодействием коррупции, а ее управлением и упорядочением. И ничто не может это предотвратить, кроме единственного средства – «вакцины честности». То есть, честность должна быть в сознании человека.

Говоря о «вакцине честности», мы имеем в виду человека с высокой духовностью. Вопрос прививки «вакцины честности», то есть роста духовности, должен стать приоритетным в деятельности судов.

В этом смысле следует обратить внимание на ряд важных направлений и конкретных задач, намеченных в Государственной программе по реализации Стратегии действий в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

В частности, Государственной программой предусмотрен порядок истребования прокурором из суда дел, по которым приговоры, решения, определения или постановления суда вступили в законную силу, исключительно при наличии обращения сторон (за исключением прокурора), реформировать апелляционную и кассационную инстанции с целью расширения доступа к правосудию.

Намечены отмена института делопроизводства в контрольном порядке, декриминализация видов преступлений в сфере предпринимательства, не представляющих большой общественной опасности. На видеоселекторном совещании глава государства говорил о необходимости первостепенной реализации задач в этом направлении. Ответственным лицам поручено пересмотреть судебную систему на основе передового опыта и международных стандартов по принципу «Один суд - одна инстанция».

Следовательно, теперь судебная практика рассмотрения дел в надзорном порядке, которая устарела и само название которой не соответствует сути правосудия, будет полностью прекращена.

Президент Шавкат Мирзиёев также выдвинул предложение об устранении всех факторов, влияющих на вынесение судом справедливого решения, включая право председателя Верховного суда и Генерального прокурора на протест. Палаты парламента рассмотрят данное предложение.

 Уместно отметить, внедрение в деятельность судов цифровых технологий повысило эффективность работы. Намечена задача по задействованию в Верховном суде до конца текущего года комплекса информационных систем «Адолат».

Этим будет создана возможность для обращения в суды в электронной форме, наблюдения в онлайн режиме за работой с обращениями, направления сведений сторонам в электронном виде. В текущем году суды будут полностью охвачены системой видеоконференцсвязи.

До конца текущего года будет внедрен обязательный порядок аудиозаписи судебных заседаний. Посредством интеграции информационных систем судов, министерств и ведомств до 1 апреля 2021 года обмен данными будет полностью переведен на цифровую систему.

Глава государства также затронул вопросы создания удобств для жителей некоторых районов и городов при обращении в суд. К примеру, в Ургуте, одном из самых населенных районов (500 тысяч жителей, 102 махалли), нет суда по гражданским делам, поэтому гражданам приходится преодолевать 80 километров, чтобы добраться до Тайлакского межрайонного суда. В связи с этим даны поручения по оптимизации судов и их деятельности.

Все это будет способствовать повышению эффективности реформ, основанных на принципе приоритета интересов человека.

УзА

Поделиться с друзьями

+