Важный этап — общественное обсуждение

19.03.2021 15:03:26

Земельный кодекс в новой редакции — один из наиболее активно обсуждаемых в нижней палате парламента проектов. На заседаниях фракций политических партий состоялся всесторонний обмен мнениями, выдвинуты предложения и рекомендации по данному документу. Также рассмотрен ряд актуальных законопроектов, касающихся общественно-политической жизни страны.

Как отметили члены фракции Движения предпринимателей и деловых людей — Либерально-демократической партии Узбекистана, проект кодекса состоит из 20 глав, 160 статей, в него вносится ряд новых норм. В частности, относительно земельных участков в форме частной собственности.

Проект обогащается конкретными нормами по вопросам предоставления и продажи земельных участков, их разделения на категории в соответствии с целями предоставления земель. В документе учтены такие моменты и ситуации, как изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд, прекращение прав юридических и физических лиц на земельные участки, права частной собственности.

Депутаты отметили, что с принятием данного документа будет создана прочная правовая основа регулирования отношений по обеспечению собственности на землю. Ими внесен ряд предложений по дальнейшему совершенствованию проекта.

— Людей не может не интересовать такой вопрос, как плата за пользование землей, — говорит член фракции Барно Мирзамова. — Земельным кодексом регламентировано, что юридические и физические лица, имеющие в пользовании, аренде, пожизненном наследуемом владении и в собственности земельные участки, платят за пользование землей. Плата взимается как ежегодный земельный налог, размер которого определяется в зависимости от категории качества земельного участка, его местоположения и степени водоснабжения. Ставки земельного налога, порядок исчисления и уплаты определяются налоговым законодательством.

В законопроекте «О чрезвычайном положении» отражены нормы, направленные на регулирование отношений, возникающих при введении чрезвычайного положения. В частности, определяются состояние и порядок его введения, применяемые меры и ограничения, права и обязанности физических и юридических лиц, должностных лиц в экстремальной ситуации.

На заседании фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» данный законопроект вызвал серьезные обсуждения.

Депутаты, выслушав доклад представителя МЧС по данному проекту, сделали принципиальное замечание, что проект не был вынесен на общественное обсуждение. Выступавший объяснил это тем, что процесс подготовки законопроекта пришелся на самый сложный период пандемии.

— Данный законопроект очень важен. Из-за отсутствия закона такой направленности мы столкнулись с большим количеством сложностей во время пандемии.

Принимаемые в последние годы законы, решения главы государства сначала выносятся на общественное обсуждение, а затем принимаются.

Этот законопроект также должен был пройти предусмотренную процедуру, — сказал руководитель фракции Алишер Кадыров.

Депутаты концептуально поддержали данный законопроект с учетом его важности для принятия эффективных и оперативных чрезвычайных мер, защиты законных интересов граждан при условии, что он будет вынесен на общественное обсуждение после первого чтения.

Члены фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» предварительно рассмотрели проект Земельного кодекса в новой редакции.

— Важно, что проект кодекса проходит фракционное обсуждение перед внесением в Законодательную палату, — говорит член фракции Гулбахор Сайдганиева. — В действующем кодексе отсутствие механизмов приватизации земель несельскохозяйственного назначения, обеспечения открытости и прозрачности при выделении земельных участков сельскохозяйственного назначения, порядка выделения земель другим субъектам предпринимательства, кроме фермерских хозяйств, вызывает у многих избирателей обоснованные возражения. Надеемся, что вышеуказанные недостатки в проекте Земельного кодекса в новой редакции будут устранены. Некоторые пункты проекта требуется концептуально пересмотреть.

По мнению члена фракции Дилмурода Исмаилова, проект кодекса должен быть дополнен статьями, которые послужат устранению проблем, связанных с использованием и распоряжением земельными участками.

Соблюдение принципа равноправия местных и иностранных предпринимателей при предоставлении земель в аренду для их использования должно быть закреплено в новой редакции кодекса. Следует глубже проанализировать действие нормы о предоставлении хокимами районов участникам специальных экономических, малых промышленных и свободных туристских зон земельных участков для строительства зданий и сооружений.

В проекте трактуется, что не используемые в сельском хозяйстве земли даются в размере до десяти гектаров в постоянное пользование, а также во временное пользование или аренду. При этом на земельных участках расположены здания и сооружения, находящиеся в государственной собственности.

Это вызывает определенные вопросы. Причина в том, что районы являются административными территориями, относящимися к области. Решение по аренде земли может исходить и от хокима области, района, города. В проекте Земельного кодекса в новой редакции нужно четко расписать порядок ответственности данного действия.

На заседании фракции Народно-демократической партии Узбекистана говорилось, что проект Земельного кодекса в новой редакции предусматривает внесение новых норм. В частности, в статье 14 определены право собственности на земельные участки, порядок предоставления (продажи) земельных участков, изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд и ограничение прав на земельные участки, отмена прав юридических и физических лиц на земельные участки.

При рассмотрении проекта члены фракции особое внимание уделили вопросам повышения прозрачности процессов с предоставлением и изъятием земельных участков в пользование, соблюдения принципов социальной справедливости.

В проекте кодекса определяются полномочия Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и Ташкента по регулированию земельных отношений путем предоставления в пользование или аренду, или продажи земельных участков.

Полномочия Кенгашей народных депутатов в области регулирования земельных отношений в основном связаны с процессом изъятия земельных участков.

Члены фракции НДПУ высказали предложение о необходимости глубже проанализировать нормы в этом направлении, а затем учесть возможность возникновения спорных ситуаций на практике.

Депутат Максуда Ворисова, приводя примеры запутанных ситуаций при предоставлении земельных участков, выразила мнение, что в новой редакции кодекса нельзя допустить двоякого толкования норм. Ею приведены примеры, когда на территории государственной медицинской организации начинается строительство объектов сферы обслуживания. Некоторые хокимы передают предпринимателю землю, находящуюся в ведении государственной организации. Такие случаи заставляют подойти к рассмотрению законопроекта с особой взыскательностью, — подчеркнул депутат.

На заседаниях фракций высказаны замечания по дальнейшему совершенствованию законопроектов, приняты соответствующие решения.

 Тимур МАЛИКОВ,

«Народное слово».

Источник: parliament.gov.uz

Поделиться с друзьями

+