Чтобы быть лучшим – надо меняться!

15.06.2022 09:06:01

Какие изменения ждут Основной закон Узбекистана?

Нынешний, 2022 год войдет в историю Узбекистана, как год Конституционной реформы. Пока продолжается сбор предложений по внесению изменений в Конституцию, ряд экспертов прогнозирует, что усовершенствованный Основной Закон обеспечит прорыв страны и колоссальное развитие гражданского общества.

Действующая Конституция Республики Узбекистан была принята три десятка лет тому назад, 8 декабря 1992 года. Это был период, когда молодая Республика делала свои первые демократические шаги, а Основной Закон сыграл тогда важную роль в формировании демократических и общечеловеческих ценностей, в обеспечении прав человека в стране. Определил судьбу и будущее страны.

Однако, если с одной стороны, происходящие стремительные перемены ставят перед государством, обществом и личностью новые глобальные задачи, с другой, стремительное развитие молодого государства, требует усовершенствования Конституции и своевременного решения возникающих проблем.

Именно поэтому в поздравлении народу Узбекистана по случаю 29-й годовщины Конституции Республики Узбекистан Президент Шавкат Мирзиёев перечислил девять направлений, по которым должен быть изменён Основной закон: 

- замена в национальном законодательстве и правовой практике ранее действовавшего принципа "государство – общество – человек" на новый - «человек — общество — государство»;

- закрепление интересов человека как главный критерий в процессе экономических реформ;

- Конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, отражающее принцип «Общество — инициатор реформ»;

- определить в Основном законе конституционные основы развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране;

- в Конституции должны быть отражены государственная молодежная политика, вопросы всесторонней поддержки молодежи, ее права и обязанности;

- закрепление принципа «Новый Узбекистан – социальное государство» в качестве конституционной нормы;

- Недопущения детского труда, надежной защиты прав инвалидов, представителей старшего поколения;

- введение в Конституции норм касающихся Экологического права;

- Закрепление на конституционном уровне вопросов развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки, которые являются взаимосвязанными составляющими фундамента Третьего Ренессанса.

И все вышеперечисленные - это те сферы, которые не нашли глубокого отражения в нынешней Конституции, которые и по сей день вызывают существенные проблемы, и которые годами не решаются в полной мере.

Исходя из предлагаемых изменений становится ясно, что целью конституционной реформы является идея гуманного социального государства.

Не секрет, что в первые годы независимости, когда была принята Конституция, права собственности в Узбекистане, в частности, право на частную собственность, процедуры ее защиты не были до конца сформированы. Именно поэтому до сих пор существуют определенные проблемы в сфере защиты частной собственности.

По поступившим предложениям приоритетное внимание в ходе конституционной реформы должно уделяться вопросам реализации принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека.

В Узбекистане особое внимание уделяется развитию институтов гражданского общества. В результате принятых мер увеличилось количество негосударственных некоммерческих организаций, являющихся основными институтами гражданского общества. В частности, за короткий период времени около 200 крупных негосударственных некоммерческих организаций начали свою деятельность.

В связи с этим был издан отдельный Указ Президента и утверждена Концепция развития гражданского общества на 2021-2025 годы. При этом серьезное внимание уделяется совершенствованию правовой базы институтов гражданского общества. Начатые в этом направлении реформы требуют внесения определенных изменений и дополнений в действующую Конституцию.

Узбекистан всегда уделяет пристальное внимание институту семьи, стремясь найти гармонию национальных и современных ценностей. Тем не менее, в действующей Конституции государство берет на себя больше ответственности в вопросах экономики, не обременяя себя в вопросах заботы о детях и пожилых людях. То есть бывают случаи, когда ответственность за детей ложится на родителей, а за пожилых – на ребёнка. Конечно, в процессе конституционной реформы национальные ценности в части воспитания детей и заботы о пожилых людях придется пересмотреть, не отступая от традиций.

В Узбекистане граждане в возрасте до 30 лет составляют 56,7 % от общей численности населения (дети – 29,6 %, молодежь – 27,9 %). Это, в свою очередь, требует, чтобы государственная политика уделяла особое внимание интересам, правам и обязанностям этого слоя.

Страна имеет особые ценности, особые общественные нормы в вопросе внимания к старшему поколению, и нация гордится этими устоями. 

Среди населения часто можно услышать, такое выражение, как «только в нашей Конституции усилена ответственность детей перед родителями». Граждане гордятся этим.

Одна из основных идей предлагаемых сегодня изменений в Конституцию – бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей. Это означает, что в развитии института семьи будут опираться на традиции, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях.

 На сегодняшний день одним из основных является вопрос экологического права. В последнее десятилетие прошлого века страна была охвачена экономическими и социальными проблемами, решение которых было наиважнейшим. И поэтому в Основном законе нашли своё отражение насущные вопросы того времени. А на сегодняшний день экология стала серьезной проблемой не только для Узбекистана, но и для всего мира.

Узбекистан сегодня планирует будущее на долгосрочную перспективу. Страна продвигает национальную идею – идею Третьего Ренессанса, состоящую из четырех основных звеньев - детского сада, школы, высшего образование и науки. Предлагаемые поправки в Конституцию определяют правовую основу и гарантии развития этих четырех звеньев.

Не секрет, что государство, озабоченное экономическими проблемами и вопросами безопасности, долгие годы пренебрегало системой дошкольного образования. Отражением этой политики были такие обстоятельства, как сокращение детских садов, единоличная ответственность родителей за воспитание ребенка, сокращение трудового стажа занятых родителей на этот период.

Конечно, в последние годы в этом плане произошли кардинальные изменения, в первую очередь государство позаботилось о системе дошкольного образования, было создано отдельное министерство, проводилась политика возвращения и реабилитации разграбленных и заброшенных детских садов, привлечения частного предпринимательства в эту сферу.

Ряд реформ был также проведен в школьном секторе. Следует отметить, что в прошлом в советской системе образования была процедура, когда детей с плохой успеваемостью или провинившихся после 8-го класса «прогоняли» в профтехучилища и такая система не была оправдана. В первое десятилетие независимости этот порядок был внедрен во всей системе образования Узбекистана. То есть после 8-го класса практически все дети стали ориентированными на профессиональное образование. Конечно, была сформирована материально-техническая база, проведены огромные строительные работы. Однако в сфере образования такая система себя не оправдала, как и в прежнее советское время.

В последние годы в стране особое внимание уделяется воспитанию образованного поколения. С этой целью была коренным образом реформирована система образования, а школьное образование в стране было разделено на две системы: народное образование (около 10 000 школ) и Президентские образовательные учреждения (около 200 школ).

Проводятся радикальные реформы и в развитии высшего образования и науки в стране. Образовательный процесс, наука становятся одним из важнейших направлений государственной деятельности, а в обществе эти направления очень актуальны и важны. Главный вопрос состоит в том, чтобы определить эти правовую базу реформ, гарантии и направления развития.

Председатель комиссии по конституционной реформе академик Акмал Саидов в одном из своих выступлений заявил, что «дух конституционной реформы бродит по всему миру». Действительно, за последние 25 лет более чем в 100 странах были проведены конституционные реформы.

Потому что процесс глобализации подталкивает мир к быстрым изменениям. Пребывание на одном месте, особенно в сфере права, ведет к застою.

Планируемые сегодня в Узбекистане конституционные реформы вызывают бурные дискуссии среди населения. Граждане возлагают большие надежды на эти изменения, считая, что они коренным образом изменят их жизнь.

Это потому, что все 16 поправок к действующей конституции за 30 лет были внесены в сфере государственного управления. Изменений в сфере прав и свобод личности, экономических и социальных прав, гарантий прав и свобод человека, обязанностей граждан не было.

Пять лет назад в Узбекистане начались кардинальные реформы в государственной политике, основанные на принципе, что «не народ должен служить госструктурам, а госструктуры народу». Реализуемые в настоящее время конституционные реформы являются последовательным продолжением этой политики с акцентом на защиту интересов граждан.

Из вышеперечисленных направлений, предложенных Президентом, ясно, что эти реформы будут состоять из изменений и нововведений, которых ждут граждане, которые отвечают их интересам.

А тем временем в адрес конституционной комиссии продолжают поступать предложения по поправкам в Основной закон. Так, наиболее интересной сферой для граждан оказался, в том числе, вопрос связанный с доступом в интернет. Поступило много предложений прописать право в Основном законе на свободный доступ и использование Интернета. Как было сказано выше, большинство населения Узбекистана составляет молодежь. И для этого слоя конечно очень важен вопрос доступа к сетям телекоммуникаций общего назначения. И это направление не в полной мере отражено в действующей Конституции. Вопрос свободы слова выражен в одном случае, за которым следуют два исключения.

Также поступает много предложений касающихся социальных проблем, волнующее население. В частности, среди них вопросы обеспечения гражданина достойной месячной заработной платой, защиты от безработицы и бедности, обеспечения государством минимального уровня бесплатного медицинского обслуживания.

Данные вопросы можно решить и в рамках закона тоже, но граждане хотят, чтобы эти основные их права были закреплены и гарантированы в Конституции.

Также много предложений касательно сферы экологии. Поступают предложения по прописанию в Конституции о защите права каждого конкретного человека в сфере экологии - закрепить право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Следует отметить, что в действующей Конституции вопрос экологии отражен в четырех случаях и возлагает обязательства на собственников и граждан. А у государства нет никаких обязательств в данном вопросе.

Также много предложений связанных со сферой высшего образования.

В частности, оказание поддержки талантливой молодежи независимо от их материального положения, обеспечение академической свободы в высших учебных заведениях, самоуправление, свободное исследование и бесплатное образование.

Кроме того, поступили предложения касательно неприкосновенности собственности, благоприятной институциональной деловой среде, недопущении монополизации экономической деятельности, по искоренению коррупции, о передаче Сенату полномочия по назначению и освобождению от должности руководителя антикоррупционного агентства, предоставлению гражданам и юридическим лицам право на обращение в конституционный суд, также вносятся предложения по укреплению прав интеллектуальной собственности, защиты персональных данных, невмешательства в деятельность адвокатов, права на адвоката через Конституцию.

Одним словом, стартовавшие в Узбекистане конституционные реформы отражают самые насущные вопросы граждан, общества и государства. Вскрывают проблемы, волновавшие людей на протяжении многих лет, а главное, вселяют надежду и уверенность в завтрашнем дне.

С реформами масштабный процесс только начинается, предстоит огромная работа, а главная задача сейчас – в полной мере отразить решение всех вопросов в поправках к Конституции.

Источник: УзА    

Поделиться с друзьями

+