Обновляемый Узбекистан: вчера и сегодня

07.05.2021 10:05:22

К 30-летию независимости Республики Узбекистан

В нынешнем году будет праздноваться 30-летие независимости нашей страны. Мы принимаем непосредственное участие и являемся свидетелями проводимых в исторически короткий срок реформ по укреплению независимости, развитию экономики, науки, образования и культуры, повышению уровня жизни населения. 

Такие исторические преобразования не происходят сами по себе – они продолжаются на протяжении веков и тысячелетий. Некоторые нации добиваются преобразований путем войн, кровопролитий, другие – благодаря сложившимся историческим обстоятельствам. Но и в том и в другом случае нелегко защититься от бед и угроз, освободиться от последствий колониальной зависимости. История человечества свидетельствует и о том, что часто такие возможности были упущены. Многие народы во имя достижения независимости проливали кровь, переживали внутренние войны. Для доказательства этого нет необходимости углубляться в историю, перелистывать летописи, достаточно обратиться к недалекому прошлому. 

Узбекистан преодолел такой сложный путь без серьезных потерь. Наша нация продемонстрировала наличие исторической государственности, глубоких исторических корней. 

Узбекистан вступил на путь новых отношений. Страна обновляется. Масштабные достижения в политической, экономической и социальной сферах признаются мировым сообществом. Главное, народ поддерживает эти преобразования, принимает участие в реформах. Именно поэтому мы называем теперь свою страну Новый Узбекистан.

За 4 года – более 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений

Начало 90-х годов. Мой знакомый, работающий в Кабинете Министров, вернулся из командировки в Европу. Договорились о встрече.

По его словам, на древнем континенте до подписания закона, постановления или программы до последней копейки просчитывают, какие будут затраты, и только при наличии необходимых средств подписывают документ. После этого гарантируется его полное исполнение. 

Я вспомнил об этом, читая Государственную программу "Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения". Государственная программ подготовлена в новой форме и на основе новых критериев: указаны конкретные затраты на реализацию программы – около 30 триллионов сумов, более 2 миллиардов 600 миллионов долларов и 57 миллионов евро. Представлены расчеты по каждому пункту программы (всего их 273). То есть есть ответы на вопросы, где и какое мероприятие будет проводиться, сколько для этого потребуется средств. Указаны механизмы исполнения и меры наказания за неисполнение, усилена ответственность должностных лиц.

В недавно принятом Указе Президента "О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства" намечены новые механизмы организации контроля за подготовкой проектов законодательных актов, их экономической, финансовой и правовой экспертизы, определения препятствующих реализации законодательных актов проблем и факторов, пролонгации при необходимости сроков их исполнения. Данный указ принят обоснованно: теперь исполнение каждого документа будет строго контролироваться.

За последние 4 года принято более 150 законов, около 2 тысяч указов и постановлений. Формируются правовые основы и механизмы работы каждой сферы. Может возникнуть вопрос: когда и как будет выполняться столько законодательных актов? В указе Президента есть точный ответ на него. 

В последние годы накоплен определенный опыт по формированию исполнительного механизма, соответствующего новому времени. Например, только в прошлом году правительством выполнены постановления по развитию территорий, 3 564 поручения по развитию отраслей экономики и социальной сферы, 960 пунктов "дорожных карт", принятых по итогам визитов на высшем уровне. В прошлом году изучены 26 парламентских запросов, 362 запроса сенаторов и депутатов, на все запросы отправлены ответы. На парламентских слушаниях и "Парламентских часах" заслушаны отчеты 36 руководителей министерств и ведомств. 

Стало традицией в ходе поездок главы государства в регионы проведение презентаций проектов и их обсуждение с участием должностных лиц. В последнее время в качестве еще одного новшества принимаются презентации региональных проектов в столице. На презентациях конкретно указываются финансовая составляющая проекта, время и механизм исполнения. 

Учитывается мнение народа

Ранее только некоторые законы представлялись на общенародное обсуждение. Сегодня не только законы, но и все законодательные акты – указы, постановления, распоряжения Президента Республики Узбекистан, государственные программы и даже проекты по строительству обсуждаются среди широкой общественности, которая высказывает по ним свои мнения и предложения. Это, во-первых, служит тому, чтобы законодательные акты были народными, во-вторых, создает основу для формирования и усиления общественного контроля. Например, в процессе всенародного обсуждения проекта Государственной программы "Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения" поступило более 2 тысяч предложений и рекомендаций, на основе которых проект был доработан и дополнен. Учет мнений народа, широкой общественности, отмена или изменение на их основе некоторых документов, учет заключений большинства при принятии важных решений становятся жизненной необходимостью.

3c6eUILoKNQRBV4LBtOIXthd7XQDhpa0_front

Курсы доллара...

Возможно, нынешняя молодежь не поверит. Ранее и официальный курс доллара, и его курс на черном рынке действовали открыто, и разница между ними была почти в два раза. Эта разница, естественно, привела к тому, что основной поток шел на черный рынок. В те времена в кабинете руководителя районного отдела одного из банков было обнаружено полмиллиона долларов США, в доме другого руководителя – почти полмашины наличных долларов. И в этом, безусловно, состоял интерес нескольких людей.

Конвертация была позволительна лишь считанным фирмам и компаниям. Позже к официальному и «черному» курсу доллара добавились биржевые и конвертационные курсы. Постоянно писали о рыночной экономике, но в реальности не было ни атмосферы, ни условий для здоровой конкуренции. Реформами руководило государство. В результате по показателям коррупции в международных рейтингах мы были в ряду самых отсталых стран.

Что говорить о валюте, если мы не имели возможность обналичивать деньги с пластиковых карт? Для этого мы отказывались от 20, а иногда и от 50 процентов собственных средств.

А сегодня? Мы свободно обналичиваем свои деньги в банкоматах.

В любом банке можно купить доллары или обменять их на национальную валюту. В прошлом остались толпы перед банками, покупка долларов через знакомых. Очень удобно рассчитываться пластиковыми картами. Круглосуточно работают банкоматы. Значит, всего можно добиться!

Требования справедливы

Если будет устранена коррупция, человек сможет спокойно работать, содержать семью и накапливать средства. Это обстоятельство ранее не учитывалось. В результате коррупция процветала.

А сегодня? Практически искоренена коррупция в вузах – очаге ее процветания. Почему? Каким образом? Потому что был избран самый оптимальный путь: в три-четыре раза увеличена заработная плата профессоров и преподавателей. Они перестали вымогать взятки у абитуриентов, потому что теперь они в них не нуждаются. Преподаватель хорезмского вуза написал в газете, что, накопив деньги с заработной платы, приобрел машину. Родители абитуриентов и студентов тратят деньги не на подношения преподавателям, а на учебу своих детей. Увеличена заработная плата учителей, благодаря чему мужчины, некогда бросившие преподавательскую деятельность, вновь возвращаются на работу в школы.

Сегодня заработная плата работников ведомств и предприятий также повышается. Это самый верный путь. При хорошей оплате работник, не желая потерять место работы, будет трудиться с полной отдачей знаний, опыта и энергии. В результате повышается и качество, и эффективность работы.

Сегодня, прежде чем предъявлять требования к определенной сфере, Президент создает необходимые условия и обеспечивает ее средствами. И требования предъявляются по справедливости.

Открытость деятельности руководителя 

Рейтинговые и аналитические международные организации ранее включали Узбекистан в список закрытых стран. Ни слова не говорилось ни о валютном резерве, ни о внутренних и внешних долгах. Сведения о других государствах были прозрачными, наши же считались государственной тайной. Нельзя было писать о личной жизни руководителей и тем более об их деятельности.

В январе нынешнего года была представлена официальная информация о трудовом отпуске главы государства. Далее стали публиковать информацию об отпусках и восстановлении здоровья министров, хокимов областей или о заболевании коронавирусом некоторых министров и глав областей. Сведения, которые ранее не допускалось публиковать, сегодня стали обычным явлением, и мы к этому привыкаем. Во всех сферах обеспечивается гласность. Ранее статистические данные предоставлялись лишь отдельным людям, но не массам. Сегодня открыто пишется о том, сколько продано золота, сколько добывается, каковы внешний долг и валютный резерв.

"Лед" тронулся... 

До недавнего времени отношения с соседними странами были напряженными. На это, естественно, были как субъективные, так и объективные причины. Связи между практически родственными народами были прерваны, границы закрыты. И в стране, и за ее пределами были силы, заинтересованные в этом и всеми силами не допускавшие возможности восстановления отношений. Новый избранный Президент сравнивал этот период со льдом.

Отдельные лица считали, что если откроют границы, начнется оборот наркотических средств, оружия, придут террористы. Но все стало по-другому – после открытия границ люди обрадовались, стали чаще ездить друг к другу.

В течение одного года более 50 тысяч прибывших из других стран в нашу республику получили гражданство. В нынешнем году их станет больше на 20 тысяч. Увеличился поток людей, проходящих через пограничные пункты. Многолетний "лед" тронулся.

Вместе с народом...

На протяжении долгого времени мы жили по принципу "Не тронь меня, и я не трону тебя". Избранный Президент дал понять руководителям высших звеньев: теперь нельзя работать по-старому, нужно выходить из кабинетов, быть вместе с народом. И действительно, не прошло много времени, как представители власти стали выезжать на места. Наладилась виртуальная связь с Президентом, на местах сформированы Народные приемные. Сотрудники Администрации Президента, Премьер-министр, хокимы, руководители ведомств проводят на местах выездные приемы. Теперь народ научился обращаться к власти. Дали свободу СМИ, блогерам. Население и их информирует о своих проблемах. Обрушилась "китайская стена" между народом и властью. Обо всем этом Президент напомнил в ходе поездки в Фергану. Руководители осознали, что назад пути нет, нужно работать вместе с народом.

Будем работать по "новой системе"

Не без основания неоднократно об этом напоминает глава государства. Потому что новое время диктует и работать по-новому. Как было сказано выше, за 4 года приняты почти две тысячи законодательных актов: формируются, обновляются правовые основы каждой сферы и системы. Не являются догмой и законодательные акты: с течением времени при необходимости они изменяются, обновляются. В последнее время появились и стали привычными новые термины "адресный", "фукаробай", "хонадонбай", "махаллабай", "уманбай". Любая работа теперь проводится не как раньше – без определенности, а именно адресно. Во всех сферах определены ответственные лица, выделены средства для выполнения намеченных задач. В этой связи глава государства требует от должностных лиц всех сфер полной отдачи в работе.

Молодежи выделяются земли, женщинам – кредиты и субсидии, они привлекаются к профессиональному обучению и предпринимательству.

Можно привести множество таких примеров. Одним словом, сегодня Узбекистан действительно обновляется, формируется основа, фундамент Нового Узбекистана. Третий Ренессанс создается не на пустом месте. Его корни глубоки и сильны. Наша главная заветная цель – формирование Третьего Ренессанса на этой земле, возрождение и восхождение знамени наших предков. И нашу страну, стремящуюся к достижению высоких рубежей и продолжающую проводить реформы, поистине можно называть Новым Узбекистаном, обновляемым Узбекистаном.

 Источник: УзА      

Поделиться с друзьями

+