Озвучены проблемы в области репродуктивного здоровья

01.04.2021 17:04:43

Комитетами Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования и здравоохранения, по вопросам молодежи, культуры и спорта и по вопросам женщин и гендерного равенства проведен круглый стол на тему «Актуальные вопросы по охране репродуктивного здоровья несовершеннолетних лиц».

В стране создана нормативно-правовая база, упорядочивающая отношения, связанные с обучением несовершеннолетних по вопросам охраны репродуктивного здоровья. В частности, этот процесс осуществляется совместно с органами образования и здравоохранения на основе программ, специально утвержденных, разработанных совместно с семьями несовершеннолетних с учетом их возраста, психологических и физиологических особенностей.  

В настоящее время в 1-4-х классах общеобразовательных школ проводятся «Уроки здоровья» в рамках предметов «Мир, который нас окружает», «Природоведение», физической культуры, в 5-8-х классах проводятся уроки «Основы здорового поколения» , в 9-11-х классах – учебные курсы «Культура здоровой жизни» в рамках уроков биологии, технологии, физической культуры, в 9-10-х классах - уроки по вопросам репродуктивного здоровья, физиологии подростков. Кроме того, начиная с 2020-2021 учебного года в 1-11-х классах введен предмет «Воспитание», направленный на повышение репродуктивной грамотности учащихся.  

На мероприятии подчеркнуто, что наряду с реализованной работой в сфере пока еще достаточно проблем, требующих решения. В частности, не организована широкая пропаганда и разъяснительная работа среди молодежи совместно с учреждениями образования и здравоохранения, сходами граждан махаллей, средствами массовой информации по формированию здоровой семьи, укреплению здоровья подростков,  репродуктивному здоровью девочек-подростков.  

Кроме того,  проведение уроков по вопросам репродуктивного здоровья и физиологии подростков в общеобразовательных школах не осуществляется на основе программ, утвержденных Министерством народного образования.  Также отмечено, что в большинстве школ данные программы проводятся педагогами, не имеющими специальной подготовки в данной сфере.  

Подвергнуто критике то, что не установлены отдельные часы для уроков  по вопросам репродуктивного здоровья и физиологии подростков, что в некоторых случаях эти занятия проводятся во время больших перемен между основными занятиями. Учебные пособия, инструкции по проведению семинаров-тренингов, разработанные соответствующими министерствами и ведомствами, международными организациями, не в полном объеме доставлены в общеобразовательные школы.  

На мероприятии договорились о создании межведомственной рабочей группы и вовлечении в нее квалифицированных педагогов, медицинских работников, ученых-педагогов, психологов, теологов, литературоведов и молодых активистов, проведении социальных опросов среди преподавателей школ, учащихся и их родителей по методике преподавания вопросов репродуктивного здоровья и физиологии подростков, разработке программ с учетом физиологических особенностей несовершеннолетних в тесном  сотрудничестве с их семьями.  

Также подчеркнута важность проведения подобных занятий в качестве эксперимента преподавателями, прошедшими специальную подготовку в областных общеобразовательных школах, выбранных на основе специальной программы.  

На основе анализа озвученных проблем и недостатков участники круглого стола разработали соответствующие предложения и рекомендации по включению учебных часов по охране репродуктивного здоровья несовершеннолетних в учебные планы  образовательных учреждений.

Источник: УзА

Поделиться с друзьями

+