Правосознание: теоретико-правовые вопросы

01.07.2021 12:07:31

Сегодня в юридической науке наиболее распространенным подходом к определению правосознания является его толкование как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Большая юридическая энциклопедия дает такое определение правосознания: «Правосознание – это совокупность взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву».

Правосознание является самостоятельной формой общественного сознания. Оно находится в непосредственной взаимосвязи с нравственной, религиозной, политической и другими формами общественного сознания, и наделено всеми качествами и характеристиками, присущими общественному сознанию как таковому. Однако при этом, в отличие от других форм общественного сознания, имеет собственные, специфические по предмету и функциям особенности. Этот особый предмет отображения и объект влияния составляют право как система правовых норм, правоотношения, правовое поведение и правовая система в целом.

Правосознание, наряду с правом (и вместе с ним), играет активную роль в общественной жизни, ведь правовые взгляды и правовые нормы, в которых они воплощаются, детерминируют поведение людей, влияя на весь ход общественно-исторического развития.

Рассмотрение сущности понятия «правосознание» дает возможность выделить ряд его характерных особенностей.

Во-первых, правосознание определяется как самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с моральными, религиозными, политическими и другими формами сознания.

Тем не менее, в правосознании отражаются лишь те явления, которые представляют правовую сторону жизни общества.

Во-вторых, в правовом сознании отражается отношение субъекта к праву, юридической практике, поведению (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка. Особенность правосознания выражается также в способе отражения правовых явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений осуществляется с помощью специальных юридических понятий и категорий, таких как «правомерность», «неправомерность», «юридическая ответственность», «законность» и т.д.

В-третьих, правосознание как целостное понятие охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта, дает представление о прошлом, настоящем и будущем права. Объектом познания правосознания выступает действующее право во всем многообразии его проявлений. Но, вместе с тем, оно может включать в себя и оценку права прошлого или формировать представление о праве желательном, возможном. Кроме того, правосознание можно рассматривать как своеобразный механизм саморегуляции поведения (деятельности) людей, исходящий из его способности ориентировать субъектов права в разных правовых ситуациях на принятие юридически значимых, правомерных решений.

Таким образом, необходимо отметить, что сегодня в юридической науке достаточно четко определяются сущность и основные специфические черты категории «правосознание», однако одной из главных методологических проблем его анализа остается отсутствие единого подхода к рассмотрению данного феномена.

Все это приводит к смешению содержания категории правосознания с понятиями, отражающими различные стороны и элементы правового регулирования. Правосознание как бы и существует в качестве самостоятельного правового явления, но в то же время четко отграничить его от других правовых явлений не удается.

Как было установлено в процессе исследования, формирование правосознания в информационном обществе – это сложный социально-правовой процесс, обусловленный развитием информационно-телекоммуникационных технологий и последствиями такого развития, включающий в себя осознание, осмысление норм права и иных, связанных с ними явлений; формирование на этой основе правовых идей, концепций, представлений; выражение определенных правовых чувств и эмоций.

Анализируя правовое сознание как особую категорию в теории государства и права, нужно в первую очередь заметить, что юриспруденция располагает большим теоретическим материалом касательно таких правовых категорий, как «правовая культура», «правосознание».

Практическая польза и значимость правового сознания гражданина на дают усомниться в себе. Право воздействует не только на материально-правовые аспекты жизни людей, как на духовную часть жизни граждан, где формируются определенные стереотипы поведения и ценности.

Ввиду всего сказанного, нами представляется возможным определить правовую культуру как совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества, а правовое сознание – как свойство, объединяющее и правовую культуру, в отдельно взятом индивиде. Он выступает составной частью категории «правовая жизнь», включающей в себя в основном положительные правовые ценности. Коллективное правомерное поведение, выражающееся в правовой культуре может полностью проявить себя при достижении определенного уровня общественного прогресса. Речь идет о таком состоянии общества, когда потребности людей максимально удовлетворяются, духовная составляющая каждой отдельно взятой личности не подпадает под плохое влияние из-за негативных внешних и внутренних факторов (например, недовольство государством или отдельными аспектами жизни).

Близким к названным понятиям является образованность человека. Культура в отличие от образованности характеризуется не только знаниями, но и различными способностями по применению этих знаний, т.е. определенными умениями и навыками. Таким образом, культура личности более широкое понятие по сравнению с образованием, включающее в себя не только определенные представления, информацию, но и умение человека применять их в реальной жизни, с их помощью продолжать поднимать свой общеобразовательный и культурно-правовой уровень, развивать интеллект.

Правовое сознание в контексте всего сказанного можно определить, как уровень готовности гражданина: 1) не совершать правонарушения; 2) осознанно и заинтересованно исполнять нормы закона; 3) активно содействовать выполнению целей реформ и государственных программ; 4) желание, а не только лишь следование обязанностям исполнять предписания закона так, чтобы правовая практика работы государства с людьми была эффективна.

Формируя высокое правовое сознание у граждан в условиях развития информационного общества, очень важно обращать внимание также на психологию человека как личности, у которой есть свой разряд потребностей по жизни. Очень часто приходится признавать, что человек готов подстроиться под определенные правила жизни (в том числе и нормы законодательства), если для его развития будут созданы определенные комфортные условия. Здесь работает система взаимоучета интересов государства и общества. Достижение баланса в этой работе позволит более эффективно пропагандировать среди общества ценности права, объясняя право и всю систему законодательства прежде всего как стимулы к обеспечению гражданам достойной и благополучной жизни. При этом очень важно отличать понятия «условия» и «стимулы», т.к. в обществе всегда есть множественное понимание многозначных по смыслу слов. Стимулами должны стать льготы, улучшения в материальном или ином положении, призыв общества содействовать укреплению правопорядка. Условия должны формироваться исходя из возможностей государства обеспечить достойную жизнь гражданам. В совокупности все эти факторы позволили бы постоянно повышать правовое сознание граждан, начиная с раннего возраста.

Формирование правового сознания граждан происходит в каждой стране по-своему. И зачастую на этот процесс влияют исторические особенности развития государства. Но бесспорно, что каждое общество хочет жить благополучно, и именно для этого создает свой идеал правомерного поведения, внутреннее содержание которого базируется на определенных правовых ценностях.

Следовательно, успех реформ во многом зависит от уровня правосознания и правовой культуры народа. Политическая активность личности, ее истинно гражданская позиция, восприимчивость к демократическим преобразованиям являются важнейшими факторами достижения намеченных целей. В этом деле особо следует выделить Указ Президента Республики Узбекистан от 25 июня 1997 года «Об улучшении правового воспитания, повышении правовой культуры населения, совершенствовании системы подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения».

В сознании людей должно укорениться убеждение, что культурным и образованным может считаться только тот, кто обладает правовыми знаниями и умеет применять их на практике. Вместе с тем современное состояние развития общества и государства требует всемерного повышения правового сознания личности, правовой грамотности всех участников правоотношений. Все эти мероприятия преследуют цель создания всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры с тем, чтобы все слои населения овладевали правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.

Исходя из необходимости обеспечения в стране прав и интересов человека, создания условий для демократизации общественной жизни и формирования основ правового государства 29 августа 1997 года была принята Национальная программа повышения правовой культуры в обществе.

Государственная политика в области формирования и повышения правовой культуры опирается на такие принципы, как: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; научность; непрерывность; преемственность и всеобщность правового воспитания; доступность правовой информации; единство и дифференцированный подход к правовому воспитанию и просвещению.

В целом высокая правовая культура, как хорошо развитое правовое сознание личности является основой демократического общества и показателем зрелости правовой системы. В этой связи с учетом современных политико-правовых реалий важно обеспечить создание целевой комплексной программы мер, направленной на кардинальное улучшение правового образования и просвещения в стране, пропаганды правовых знаний в обществе.

Формирование правовой культуры требует повышения качества подготовки юридических кадров. Одним из путей обеспечения качества юридического образования является совершенствование учебного процесса, модернизация учебных планов и программ, введение новых дисциплин. Необходимо учитывать также новые тенденции развития юридических научных дисциплин, в частности, тенденцию усиления междисциплинарных контактов как между традиционными и новыми дисциплинами, так и между юридическими и неюридическими дисциплинами.

Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года были определены конкретные цели и задачи, направленные на реформирование системы высшего юридического образования в нашей стране, о переходе на принципиально новые стандарты и систему оценок знаний студентов и ряд иных факторов. Одной из наиболее востребованных профессий в современном Узбекистане является юрист, поскольку роль и значение юриспруденции в обществе неуклонно возрастает. Юридическое образование зависит также от достигнутого уровня правовой культуры, от конкретно-исторических условий, социально-экономического развития общества, преемственности национальных и мировых правовых ценностей.

Формирование правового воспитания непосредственно зависит от уровня правового образования. С точки зрения ученых-юристов, существует непосредственная связь правового воспитания и правового обучения с повышением уровня правовой культуры. Правовое воспитание и правовое обучение органически связаны между собой. Как справедливо отмечают ученые-правоведы, правовое воспитание − это прежде всего целенаправленная, систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в обществе.

Рассматривая проблему повышения уровня правового воспитания, юристы-педагоги полагают, что совокупность знаний в сфере права и юриспруденции являются основным средством формирования правосознания и подготовки личности к правовым отношениям. Следовательно, деятельность по правовому обучению является правовым педагогическим процессом.

Говоря о совершенствовании системы правового сознания, необходимо отметить, что в этой сфере существует ряд проблемы теоретического и практического характера. Далее будем рассматривать эти проблемы и попытаемся выдвинуть некоторые решения.

Мы считаем, что правовое воспитание сегодня не должно строиться по принципу требования у субъектов права поведения, строящегося на бессмысленной высокой патетике и ничем не обоснованных идеях. В практике современного правового воспитания необходимо добиваться, чтобы нормы права вызывали и стимулировали правомерное поведение и реализацию общественных и личных интересов и потребностей в их тесном единстве и взаимодействии. При этом, как нам представляется, желательно направлять все воспитательные усилия на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряженной внутренней борьбы между общественно-полезными и личными мотивами, а было бы результатом такого мотива как согласие и одобрение человеком действий, вытекающих из правовых норм.

Также нам представляется весьма важным внедрять во все слои населения понимание права как наиболее эффективного средства социального регулирования взаимоотношений, социальной стратификации всех и каждого, механизма координации различных общественных интересов, в оптимальной деятельности которого должно быть заинтересовано все общество.

Воспитание в гражданах чувства гражданской активности должно носить целенаправленный и практический характер. Вся система правового воспитания должна быть адаптирована к различным социальным слоям и группам, т.е. категория объекта правового воспитания должна быть определена современной социальной структурой общества, включающей в себя абсолютно все категории населения – от дошкольников до пенсионеров.

А в целом, показателями эффективности могут быть степень достижения целей, время, затраченное на получение определенного результата, объем организационных и материальных издержек, умение граждан применять полученные знания и т.п.

Общими же критериями эффективности правового воспитания являются позитивные сдвиги в структуре правосознания, к числу которых можно отнести уровень правовых знаний, уровень правовой убежденности, уровень социально – правовой активности и т.д.

Переходя на практические аспекты, необходимо отметить, что правовое воспитание должно быть направлено на воспитание правомерно-активного поведения индивида и уважения к закону. Поэтому очень важным представляется внедрение во все слои населения особого понимания права как наиболее эффективного средства социальной регуляции взаимоотношений, социальной стратификации всех и каждого, механизма координации различных общественных интересов, в оптимальной деятельности которого заинтересовано все общество.

Мы считаем необходимым рассмотреть следующие меры, которые будут способствовать развитию правового воспитания в Узбекистане.

На данный момент особо актуальным является формирование сильной внутренней убежденности в необходимости правомерного поведения. Тем самым, эффективность правового сознания будет зависеть от того, как развиты в обществе начала самоуправления. При этом правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты.

Общий механизм формирования правового сознания гражданина складывается из трех взаимосвязанных подсистем – юридического, психологического и социального механизма.

Подводя итоги по проделанному исследованию, мы пришли к следующим выводам:

  1. Правосознание является разновидностью общественного сознания. Отсюда вытекает необходимость рассмотреть правосознание в системе форм общественного сознания. Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма отражения объективной действительности, осуществляемая человеком. Формы общественного сознания – это политические, правовые, этические кодексы поведения, нормы приличия, обычаи, обыкновения и т.д.
  2. Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания, которая, с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов общественного сознания закономерностям, а с другой стороны обладает определенными особенностями, что позволяет ее отделить от других форм общественного сознания.

Это происходит потому, что «правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями

  1. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов. Типичным действием правосознания вопреки норме является случай устарелости нормы при передовом правосознании или, наоборот, отсталости правосознания при его сопротивлении новой, прогрессивной норме.
  2. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.
  3. Правосознание – сложное структурное образование. Структура правосознания состоит из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии. При этом правовая психология имеет первичный характер, нежели правовая идеология. Первичность правовой психологии выражается в том, что по своему содержанию она шире правовой идеологии. Правовая психология охватывает всю совокупность разнообразных проявлений социальной психики, в которых отражается правовая действительность. В ней находят отражение аспекты общественного бытия, не нашедшего своего отражения в официальной правовой идеологии.
  4. Опираясь на знания о конкретном обществе, можно выделить критерии типизации правосознания. Общеприняты два основания выделения видов правосознания:

а) конкретные носители – субъекты;

б) глубина отражения правовой действительности.

По критерию субъектов (индивид, общественные группы, общество) правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное.

По глубине отражения правовой действительности, правосознание делится на обыденное, научное и профессиональное.

  1. Построение правового государства требует уважительного отношения на право, законы и правовые реформы, проводимые в стране. Следовательно, правовая культура является одним из определяющих условий эффективного строительства правовой государственности в Узбекистане.
  2. В Республике Узбекистан традиционно придается большое внимание и значение формированию правовой культуры и правового сознания в обществе, воспитанию граждан в духе уважения закона. Свидетельством тому являются такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента Республики Узбекистан «Об улучшении правового воспитания, повышении уровня правовой культуры населения, совершенствовании системы подготовки кадров правоведов, улучшении работы по изучению общественного мнения», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», принятая Олий Мажлисом Республики Узбекистан «Национальная программа повышения правовой культуры в обществе» и ряд других актов.
  3. Таким образом, решая важные задачи в сфере укрепления национальной государственности, необходимо осуществлять развитие демократии и формирование гражданского общества, что предусматривает повышение уровня правового сознания населения и совершенствование форм и методов правового воспитания.

Мы примем за основу дальнейшего изложения классификацию правомерного поведения индивидов в зависимости от мотивов. При положительном (как правило, привычном) поведении психология личности строится на обыденном соблюдении и выполнении предписаний норм законодательства. При этом, не сильно отличаясь от положительного, конформистское поведение пассивно, оно отображает безучастное отношение к процессам, происходящим в государстве и обществе, или максимум – пассивным наблюдением и обыденным обсуждением. Такой тип мышления свойственен большинству населения нашей республики. Среди данных типов мышления маргинальное (его иногда называют пограничным) поведение часто характеризуется осознанием страха людей именно ввиду последствий несоблюдения норм законодательства, где человек встает перед юридической ответственностью, и соблюдает нормы законодательства из расчета не быть наказанным или заподозренным в неправомерном поведении.

Таким образом, правосознание является сложным и многогранным институтом, образующимся на стыке психологии и теории права, характеризующимся не только теми правовыми реалиями, которые формируются в процессе правотворчества соответствующих государственных органов, но и той реакцией групп индивидов, которая происходит при пересечении их интересов с нормами права.

Игорь Кудрявцев,

и.о. профессора Ташкентского государственного юридического университета,

кандидат юридических наук.

 Источник: УзА   

 

Поделиться с друзьями

+