Юридическая консультация: Усыновление ребенка: документы, порядок, условия

01.06.2021 09:06:41

 Принятие Семейного кодекса Республики Узбекистан 30 апреля 1998 года заложило основу современного правового регулирования усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с его положениями принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам усыновления (удочерения).

Однако анализ правоприменительной практики, действующего законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить негативные стороны правового регулирования процесса усыновления, что требует внесения изменений и дополнений в законодательные акты в целях их совершенствования.

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.

Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Усыновление (удочерение) – сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Наиболее важной, имеющей приоритетное значение считается защита прав и интересов ребенка, его надлежащее семейное воспитание. Однако, в действующем семейном законодательстве отсутствует понятийный аппарат определения усыновления.

Вместе с тем в Семейном кодексе Республики Узбекистан используется понятие «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей. Так, статья 150 Семейного кодекса Республики Узбекистан, регламентирующая устройство детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление, удочерение, под опеку, попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в части первой настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Анализ данной статьи позволяет сделать вывод о том, что понятие «форма устройства» в Семейном Кодексе Республики Узбекистан является неточным и некорректным.

Далее, статья 194 того же кодекса, определяет понятие патронат, то есть дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, согласно которому на воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных и лечебных учреждениях, а также учреждениях социальной защиты населения.

Получается, что патронатное воспитание является такой формой устройства, в рамках которой сочетаются элементы опеки и попечительства и собственно патронатного воспитания, то есть оно включает в себя функции двух форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос о соотношении понятий «формы воспитания» и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-правовой литературе не рассматривается. Действующее законодательство восприняло только одно из вышеупомянутых понятий, а именно «форма устройства». Поэтому вопрос о наполнении понятия «форма воспитания», о соотношении его с понятием «форма устройства» не только нуждается в обсуждении, но и требует решения на законодательном уровне.

Очевидно, что усыновление, будучи приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, является одной из форм воспитания.

Вместе с тем думается, что действующее законодательство придает правовое значение усыновлению, прежде всего, как форме воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей.

На основании вышеизложенного бесспорным остается только само утверждение, что усыновление — это такой юридический факт, который относится, безусловно, к юридическому действию, с которым связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Одним из нововведений Семейного Кодекса Республики Узбекистан явились нормы о судебном порядке усыновления. Обусловлено это было тем, что серьезность правовых последствий усыновления требует тщательного подхода к усыновлению, закреплению таких правовых условий усыновления и порядка его производства, которые свели бы к минимуму возможный риск для ребенка. Иначе говоря, публичное рассмотрение заявления об усыновлении в максимальной степени обеспечивает интересы ребенка.

Суд является наиболее авторитетным органом, который в соответствии со своим статусом и предназначением служит гарантом обеспечения законности и справедливости при производстве усыновления. Кроме того, судебный порядок усыновления не только призван обеспечить защиту прав и интересов детей, но и является правовым фактором, препятствующим их незаконному усыновлению.

Преимущества судебного порядка усыновления очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами, судья – специалист в области права. Отнесение дел об усыновлении к судебной подведомственности потребовало введения специальных процессуальных правил, регулирующих судебный порядок их рассмотрения.

По таким делам, как известно, нет спора о праве, а речь идет об установлении факта, касающегося статуса физических лиц (усыновляемого ребенка и усыновителя), поэтому названные дела представляют собой одну из новых категорий дел особого производства.

Представление сведений об усыновляемых детях вышеуказанными учреждениями другим организациям и учреждениям, а также гражданам не допускается, кроме случаев, установленных законом.

Порядок подготовительных мероприятий к производству об установлении усыновления выглядит следующим образом. Лица, желающие усыновить ребенка, должны обратиться в орган опеки и попечительства (к специалистам по охране прав детства отдела народного образования) по месту жительства с письменной просьбой дать им заключение о возможности быть усыновителями. Для получения такого заключения необходимы следующие документы: заявление, в котором указываются имя, фамилия, отчество, место жительства, с какого времени состоит в браке, совместно или раздельно проживают супруги, если имеют детей, их количество и возраст, возраст и пол усыновляемого ребенка; документ, удостоверяющий личность; копия свидетельства о браке (если состоят в браке); справка с места жительства с указанием членов семьи; справка с места работы с указанием заработной платы; характеристика с места работы или с места жительства; заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья лица, желающего стать усыновителем, справки из психиатрического и наркологического учреждений, кожвендиспансера.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями отдел народного образования составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, отдел народного образования в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое выдается заявителям и является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Указанный срок для подготовки заключения считается долгим в том плане, что, органы опеки и попечительства должны способствовать более оперативному устройству ребенка в семью, и подлежит сокращению до

15 дней.

Таким образом, заключение о возможности быть усыновителями является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители и для подбора ребенка. Строго говоря, данные мероприятия входят в содержание досудебной подготовки к делу, но назвать их таковыми мы не можем, по крайней мере, до тех пор, пока не будет принят соответствующий закон об этом.

В процессе подготовки дела к судебному рассмотрению кандидаты в усыновители обладают определенными правами: получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством народного образования и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан. Это необходимо для того, чтобы в будущем можно было оградить усыновителей от различных притязаний со стороны родственников ребенка. Тем самым снижается вероятность случаев отмены усыновления в будущем, а кандидатам в усыновители предоставляется возможность узнать обо всех особенностях состояния здоровья усыновляемого.

Анализируя процедуру усыновления, нельзя не сказать о таком праве кандидатов в усыновители, как право на обжалование решений. Так, отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения. Данное решение может быть обжаловано в суд в порядке административного судопроизводства, как неправомерное, нарушающее права и свободы граждан.

После того как кандидаты в усыновители познакомились с ребенком, установили с ним контакт, получили о нем информацию, они обращаются с заявлением в суд с просьбой об усыновлении.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение, которым обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

Подобные противоречия и разногласия в законодательстве мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Нозима Захидова,

судья Мирабадского межрайонного суда

по гражданским делам.  

  Источник: УзА  

Поделиться с друзьями

+