Мнение депутата: Конституционные реформы: будут усилены принципы внешней политики

10.11.2022 10:11:01

 

Конституционные реформы ведутся в стране полным ходом. В ходе всенародного обсуждения более 150 тысяч предложений внесено нашими соотечественниками в проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».

В настоящее время осуществляется обобщение и кодификация этих предложений ответственными комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса. Параллельно проводятся мероприятия, направленные на донесение до общественности сути вносимых дополнений и изменений в Основной закон.

Кроме того, организуются различные мероприятия с участием международного сообщества для получения мнений и конструктивных предложений ведущих международных экспертов по процессу конституционных реформ. Такие мероприятия в августе-сентябре текущего года прошли в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Женеве, Пекине, Сеуле, Токио, Дели, Брюсселе и других городах.

В целом процесс Конституционных реформ осуществляется открыто и планомерно. Примечательно, что каждое предложение наших соотечественников тщательно изучается, так как основная цель – отразить в Конституции интересы всех слоев населения нашей страны.

Во многие статьи Основного закона внесены изменения и дополнения, в том числе и в статью 17. Они связаны с дальнейшим укреплением конституционных основ внешней политики нашей страны. Так, действующая статья 17 гласит, что Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений, а ее внешняя политика основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменении силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Необходимо признать, что на протяжении последних лет внешняя политика страны развивалась на основе принципов, закрепленных в Основном законе. Значительно возросло участие Узбекистана в региональных и международных процессах. Наша страна в результате проводимой последовательной, прогрессивной и миролюбивой внешней политике получила признание международного сообщества.

Общепризнанные нормы и правила международного права вытекают из обязательств ряда международных договоров, к которым присоединилась Республика Узбекистан. Они отражаются в учредительных документах, уставах и других международных документах международных и межгосударственных организаций. Следует отметить, что к настоящему времени разработано более десяти норм и правил. Среди них Устав ООН (1945 г.), Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Декларация о принципах международного права (1970 г.) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.).

Дополняя статью 17 Конституции двумя новыми внешнеполитическими принципами («уважение прав и свобод человека» и «территориальная целостность государств»), часть 1 предлагается изложить в следующем виде: Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов уважения прав и свобод человека, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права. Здесь возникает закономерный вопрос, почему эти новые принципы вводятся именно сейчас, почему они не нашли отражения в действовавшей Конституции.

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что действующая Конституция Республики Узбекистан была принята 30 лет назад, а тогда и время, и ситуация были совершенно другими. Мы приняли Конституцию в первые годы независимости, то есть в крайне сложных для нас условиях. В то время были другими и приоритетные цели и задачи, стоящие перед государством и обществом: главной задачей, было сохранение и укрепление вновь обретенной независимости, ликвидация тяжелых осложнений тоталитарной советской системы, установление национальной государственности. Естественно, что в таких условиях ряд важных вопросов не был включен в наш Основной закон. В частности, не были полными и общепризнанные нормы и правила международного права, отраженные в статье 17.

Теперь же соответствие Конституции требованиям времени, внесение в нее необходимых изменений, основанных на международном и национальном опыте, является основной целью проводимых сегодня Конституционных реформ. Если рассмотреть суть обоих принципов, внесенных в статью 17, то видим, что соблюдение прав и свобод человека, а также территориальной целостности государств относятся к числу важнейших правил и норм международного права.

В частности, формирование принципа уважения прав и свобод человека как одного из основополагающих международно-правовых принципов напрямую связано с принятием Устава ООН. В его преамбуле отмечается, что государства-члены ООН еще раз подтвердили свою приверженность «основным правам человека..., равноправию мужчин и женщин...». Целью членов организации является сотрудничество «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В статье 55 Устава ООН определено, что «Организация Объединенных Наций содействуют повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в настоящей статье».

Суть этого принципа четко определена во Всеобщей декларации прав человека и основных свобод (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а прямое регулирование прав и свобод человека, его защиты определяется как обязанность каждого государства.

Формирование принципа территориальной целостности государств тесно связано с принятием Устава ООН. Он запрещает применение или угрозу применения силы против территориальной целостности и политической независимости любого государства. Этот принцип был дополнительно доработан в 1975 году в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В этом документе нашел свое отражение принцип территориальной целостности государств, в соответствии с которым отмечается следующее: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

Помимо этих вышеотмеченных принципов, предлагается дополнить 2 часть 17 статьи Конституции следующим «Узбекистан проводит дружественную и миролюбивую внешнюю политику со всеми государствами».

Эта новая норма, занесенная в Конституцию, очень важна для нас, с одной стороны, она полностью соответствует проводимой под руководством Президента Шавката Мирзиёева сдержанной, последовательной, прогрессивной, конструктивной и миролюбивой внешней политике. С другой стороны, наглядно олицетворяет открытость Узбекистана миру, что наше государство всегда готово к сотрудничеству с дальними и ближними странами. Эта норма позволяет сохранить и еще больше укрепить достижения в отношениях с зарубежными партнерами, достигнутые за последние пять-шесть лет.

 Кодир ЖУРАЕВ,

заместитель председателя Комитета Законодательной палаты

Олий Мажлиса по международным делам и межпарламентским связям,

член Конституционной комиссии

Источник: parliament.gov.uz    

Поделиться с друзьями

+