Мнение депутата: Культура исторической памяти

20.10.2022 11:10:26

На основе научных трактатов античных летописцев и средневековых ученых сформировались основы культуры исторической памяти, которая является стержневым принципом мировоззрения. Хроники и путевые заметки оставляют последующим поколениям знания о материальных и духовных ценностях, созданных предками.

Анализ и исследование этих источников позволяют каждой нации или народности познавать свою идентичность, ценить это наследие как критерий национальной гордости и базис общественного сознания. При этом культура исторической памяти не только принадлежит определенному региону, этносу или религии, но и демонстрирует высокую степень толерантности, присущую любому цивилизованному человеческому сообществу. Иными словами, она служит фактором общественного развития.

В условиях всеобщей глобализации наблюдается стремительное изменение ценностных ориентиров народов, усиливается актуальность вопросов о сохранении национальной идентичности и национальных интересов. В развитии сознания и мировоззрения общества важную роль играет культура ее исторической памяти, при этом возрождаются не только исконные культурно-духовные ценности данного народа, но и определяются пути решения насущных проблем, стоящих перед ним. Такой метод требует осознания современных проблем через призму многовекового исторического опыта путем внеидеологического подхода как к этноисторической действительности. Однако это не означает обновления исторической памяти в прямом смысле. В науке активно действует механизм «историческое самосознание». В сложные времена именно культура исторической памяти наций и народов играет важную роль в объективном разрешении возникающих серьезных социально-культурных проблем.

Культура исторической памяти предоставляет сообществу людей возможность оценить свое предназначение в мировой цивилизации, системе общественно-политических отношений, определить свой социальный статус в межнациональных отношениях. При совершенствовании систем государственного управления граждане страны разной этнической и религиозной принадлежности объединяются в единое общество и, естественно, возникает необходимость исторического самосознания каждой из этих социальных групп. Они начинают ощущать близость с другими сообществами людей не только в кровном, родственном отношении, но и в других аспектах общественной жизни. Единый исторический путь, совмест­ные действия, историко-культурные обычаи и традиции, устные и письменные источники о достижениях предков — факторы совершенствования культуры социально-истори­ческой памяти, достижения межнационального согласия и устойчивого социально-экономического процветания общества и государства. Национальная идентичность — это общественная память и мировоззрение, утверждающие целостность традиций, культуры и языка народа. Понятие «национальная идентичность» неравнозначно терминам «национальный» или «социальный», хотя последние и являются весьма реально воздействующими на него факторами.

Сознание национальной идентичности — это также не врожденная особенность, не какое-либо особое духовное состояние. Оно сознание и мировоззрение, постоянно формирующиеся и изменяющиеся путем объективного восприятия культуры, истории, языка коллектива людей, проживающего на определенной территории. К нему также можно отнести и чувство причастности к конкретному государству, проявление уважения к национальной идее и государственным символам страны.

Одной из причин данного экскурса в историю был поиск путей устранения недостатков в сфере охраны и возрождения материального культурного наследия страны. За годы независимости в нашей стране принят ряд законов об охране национального культурного наследия — памятников материальной и нематериальной культуры. В числе приоритетных направлений политики государства стало дальнейшее развитие туризма и совершенствование системы охраны культурно-исторических достопримечательностей. В последнее пятилетие активизирована работа по классификации сохранившихся более восьми тысяч объектов, их исследование, внесение в государственный кадастр, а также реализации «дорожной карты» по ремонту, реставрации и консервации десятков архитектурных реликвий. Узбеки­стан посредством реформирования этой сферы переживает новый этап подъема национального самосознания. В настоящее время по всей стране восстановлены и благоустроены мечети, мавзолеи, медресе, места поклонений — сотни памятников зодчества. Воздвигаются современные уникальные мемориальные и досуговые общественно-культурные комплексы, которые достойны быть объектами национального наследия. Весомая часть этих благородных дел выполняется усилиями местной общественности, с благословения аксакалов, при благотворительном участии представителей бизнес-сообщества.

Выявляемые с прошлого века в разных уголках страны памятники и предметы древности изначально были обнаружены далекими от истории жителями. К таким можно отнести развалины Афросиаба, фрагменты скульптурного фриза с музыкантами Айртама, буддийские храмы в Старом Термезе и Куве, скульптуры из Холчаяна и Дальверзинтепа, а также десятки других памятников. Именно поэтому в указах и постановлениях главы государства о сохранении, возрождении и пропаганде национального материального культурного наследия отмечена необходимость привлечения к благородной работе в данной сфере широкой общественности, в частности молодежи. Превращение охраны историко-культурного наследия в общенациональное движение стало требованием времени. Повышение социальной активности и сплоченность представителей всех наций и социальных слоев населения позволит развивать культуру исторической памяти, содействуя росту национального самосознания.

Ойдин АБДУЛЛАЕВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

Источник: parliament.gov.uz

Поделиться с друзьями

+