Мнение депутата: Новый Узбекистан — социальное государство

22.08.2022 16:08:06

Успешно осуществлена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития, рассчитанная на 2017—2021 годы. Проведены либерализация валютного рынка, налоговая реформа, усилились защита частной собственности и поддержка предпринимательства, произошли структурные изменения в экономике, а также ускорилось развитие регионов. Успехи на том этапе реформ позволили усилить социальную защиту граждан и борьбу с бедностью. Удалось значительно снизить уровень безработицы, поднять доходы населения, повысить качество медицинских и образовательных услуг, улучшить условия жизни людей.

В мировой практике существует два подхода социальной помощи: универсальный, когда она предоставляется каждому жителю страны, и адресный подход, когда поддержка оказывается нуждающимся слоям населения. В Узбекистане принят второй вариант, который позволяет целенаправленно выделять средства уязвимым гражданам.

Расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, пенсионерам, лицам с инвалидностью способствует устойчивому улучшению благосостояния этой категории населения и снижению бедности. Тут важно определить семьи со скудным достатком и просчитать объем помощи.

В 2020 году, согласно отчету, который подготовили эксперты МОТ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка по оценке системы социальной защиты в республике на базе диагностического инструмента (CODI), «в Узбекистане действует относительно четко сформулированная и комплексная система социальной защиты, состоящая из социального страхования, социальной помощи и мероприятий на рынке труда». Такому заключению предшествовал Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы с проблемами населения» от 17 января 2019 года. Документом установлено, что народные приемные совместно с секторами по комплексному социально-экономическому развитию территорий, государственными органами и иными организациями выявляют реальные проблемы населения путем подворного обхода, изучения социальных и других объектов, а также обеспечивают их решение. Именно на базе подворного обхода образована база данных, которую в народе называют «железная тетрадь». По такому же принципу сформированы «женская тетрадь» и «молодежная».

С апреля минувшего года внедрен новый механизм учета малообеспеченных путем их внесения в информационную систему «Единый реестр социальной защиты», позволяющий семьям получать положенную им по законодательству социальную помощь автоматически (пособия на детей до 14 лет, по уходу за ребенком до двух лет, материальная помощь и компенсационные выплаты на отдельные продукты питания), без истребования дополнительных документов.

Таким образом, принимаемые меры по социальной поддержке нуждающихся призваны обеспечить достижение поставленной в Стратегии развития нового Узбекистана цели — охватить до 2026 года не менее 85 процентов всего нуждающегося населения программами социальной помощи, а также сократить бедность не менее чем в два раза.

Разработана национальная система по оказанию социальной помощи и услуг нуждающимся семьям. Граждане реально ощутили гарантированную поддержку государства, но правовая основа социальной защиты не была подкреплена в Основном законе страны.

Президент высказал ряд предложений по внесению изменений в Конституцию. В том числе закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан — социальное государство». Как отметил глава государства, «безусловно, мы должны всесторонне и глубоко продумать такую важнейшую, стратегическую задачу, как обновление Конституции, провести широкое общественное обсуждение, тщательно изучить передовой отечественный и мировой опыт и только после этого принять по данному вопросу конкретное решение».

По словам Президента, социальное государство предусматривает обеспечение нуждающихся жильем, минимальным количеством потребительских товаров, необходимых для жизни. Для достойной жизни человека и его семьи требуются заработная плата, занятость, безопасные условия труда и сокращение бедности.

В целом речь идет о защите от безработицы, гарантированном качественном образовании, квалифицированном медицинском обслуживании, равных возможностях для всех, всесторонней поддержке семьи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов. Кроме того, важную роль в социальном государстве играет обеспеченность жизненными ресурсами — питьевой водой, природным газом, электричеством, транспортом и другими удобствами, запрещение принудительного труда. Вот почему к политико-правовому статусу Узбекистана добавляются три новых понятия: «правовое государство», «социальное государство» и «светское государство».

Правовое государство — это государство, в котором все равны и ответственны перед законом, принятым на основе демократических принципов, и никто не стоит выше него. Установлены верховенство закона во всем государстве, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства, защита прав и свобод человека.

Социальное государство — это модель государства, направленная на справедливое распределение материальных благ в соответствии с принципами социальной справедливости в целях достижения достойного качества и уровня жизни каждого гражданина, смягчения социального неравенства и помощи нуждающимся.

Светское государство — то, в котором религия отделена от власти и управления, управление осуществляется не по религиозным канонам, а по гражданскому праву. Никакая религия или идеология не устанавливается принудительно государством.

Само понятие «социальное государство» не ново для мирового сообщества. Оно впервые было предложено в середине XIX века Лоуренсом фон Штейном. Он говорил, что идея государства состоит в том, чтобы восстановить равенство и свободу, поднять бедных до уровня богатых и могущественных, государство «осуществляет экономическое и социальное развитие всех своих членов, ибо развитие одного является условием и результатом другого». Социальное государство представляет собой модель, общие принципы которой (смешанная экономика, участие в решении социальных проблем и другое) реализуются в большинстве экономически развитых стран.

Примером социального государства являются Великобритания, Франция, Швеция, Италия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Португалия, Испания, Австрия, Греция, Япония, Нидерланды, Швейцария и США. Понятия правового и светского государства отражены в конституциях Германии, Испании, Италии, США, Франции.

В Конституции Узбекистана установлены основные гарантии реализации социальной политики государства: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы (статья 37), право на квалифицированное медицинское обслуживание (статья 40), право работающих по найму на оплачиваемый отдых (статья 38), право на образование, в том числе бесплатное общее образование (статья 41), право на пользование достижениями культуры (статья 42), обеспечение государственной поддержки и защиты семьи, прав несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых (статья 45) и другие.

Принятием обновленной Конституции Узбекистан как социально ответственное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан.

 Гульрух АГЗАМОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

Источник: parliament.gov.uz    

Поделиться с друзьями

+