НА ПУТИ БЛАГОРОДНЫХ ЦЕЛЕЙ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

02.07.2021 17:07:53

Основная стратегическая цель нашего государства – это строительство демократическо-правового государства с рыночной экономикой и формирование основ справедливого гражданского общества.

Избирательная система в этом является одним из важнейших механизмов реализации народовластия в независимой Республике Узбекистан. Именно через избирательную систему обеспечивается неразрывная связь народа с властью, в ней находят широкое отражение интересы широких слоев населения в органах государственной власти и управления, их подотчётность избирателям.

Конституционно-правовой институт выборов в Узбекистане, его демократичный характер занимает центральное место в системе политических прав наших граждан. Благодаря этому институту граждане могут непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении государственными и общественными делами.

В международных документах и нормативно-правовых актах многих стран закреплен ряд общих принципов избирательного права, таких как всеобщее, равное и прямое избирательное право, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании.

Законодательная база о выборах Республики Узбекистан полностью отвечает нормам международного права. Созданы все условия для обеспечения общепринятых принципов избирательного права с обеспечением гласности и открытости, независимости органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов, от органов государственной власти, предоставляющих равные возможности кандидатам для ведения предвыборной агитации, состязательности претендентов и их представителей.

Известно, что в годы независимости в Республике поэтапно создана соответствующая демократическим требованиям, общепризнанным нормам международного права избирательная система, которая последовательно развивалась наряду с демократическим обновлением и модернизацией страны.

Частью правовой системы выступает современная система законодательства Узбекистана. Создание стабильной правовой системы, развивающейся эволюционным путем, является приоритетным в аспекте законодательного закрепления новых общественных отношений и социальных ценностей.

При этом, важное значение приобретает «повышение политического сознания избирателей на основе национального законодательства и международных стандартов, повышение политического уровня и культуры граждан, глубокое осознание ими своих конституционных прав является важной и актуальной задачей.

Поэтому развитие избирательного законодательства и практики Узбекистана нужно рассматривать как неразрывную составную часть осуществляемых в стране демократических, политических и правовых реформ.

Необходимо подчеркнуть, что главное требование демократии – это свободные и справедливые выборы. Демократические выборы бывают лишь на основе многопартийности. Только при условии многопартийности каждый гражданин действительно обладает правом выбора.

Для политических партий вчисле последовательного изменения, одним важным изменением в избирательном законодательстве является отмена института участия инициативных групп избирателей в выборах Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местные представительные органы власти.

По этой причине на выборах правом выдвижения кандидатов в депутаты и Президента обладают только политические партии. Установление этой нормы является важным фактором дальнейшего повышения роли, значения и ответственности политических партий в жизни государства и общества.

В настоящее время в нашей Республике осуществляют деятельность пять политических партии, которые в качестве активных участников политических процессов, осуществляемых в нашей стране, в определенной степени участвуют в формировании и деятельности государственных органов.

Согласно Закону Республики Узбекистан “О политических партиях” государство в качестве гаранта защиты прав и законных интересов политических партий создает для них равноправные возможности для осуществления намеченных ими в уставах своих целей и задач.

Мы, представители политических партий польностью одобряем Избирательный кодекс Узбекистана, где предусмотрены ряд норм обеспечивающие равноправные возможности политических партий, а также взаимного контроля.

Включение такой новой нормы в избирательное законодательство, как “Уполномоченный представитель политической партии”, послужило появлению не только института участия партий в выборах, но и внутренного взаимного контроля. Уполномоченному представителю политической партии дано право непосредственно наблюдать за соблюдением законодательных актов в процессе подсчета голосов на избирательных участках.

В результате внедрения данного института созданы правовые основы непосредственного наблюдения каждой политической партии, выдвинувшей своего кандидата в депутаты или Президента, за законным и справедливым проведением процессов голосования и подсчета голосов.

Кроме того, в избирательном законодательстве также определено право участия уполномоченных представителей политических партий в процессе проверки Центральной избирательной комиссией правильности заполнения подписных листов. В случае подделки подписей в подписных листах Центральная избирательная комиссия отвергает право участия политической партии в выборах.

Также, еще более совершенствован порядок рассмотрения жалоб, поступающих над решениями избирательных комиссий. Известно, что  согласно действующему законодательству органы политических партий, выдвинувших кандидатов, их доверенные представители, наблюдатели и избиратели могли обращаться с жалобой в Центральную избирательную комиссию или в суд.

Необходимо подчеркнуть, что решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями через суд в течение пяти дней после принятия решения. Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховном суде Республики Узбекистан в течение пяти дней после принятия решения.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней, — незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.

Мы верим, что созданная в нашей стране законодательная база создает необходимые условия для проведения выборов на справедливой, демократичной и законной основе, активного участия политических партий в жизни государства и общества, вместе с тем, воплотила в себе демократические нормы на пути к благородным целям.

Необходимо подчеркнуть, что выборы 2019 года прошли в совершенно новом и открытом духе. Наша партия в соответствии с новыми веяниями организовывала митинги, акции, дебаты, используя самые современные методы пропаганды.

На предвыборных встречах кандидаты в депутаты от нашей партии изучали на местах вопросы, волнующие население, знакомили с направлениями, обозначенными в Предвыборной программе партии, вели разъяснительную работу о том, насколько эти направления нацелены на решение насущных проблем населения. В процессе определения и включения направлений предвыборной программы вносились предложения исходя из итогов обсуждений с участием населения и активистов в региональных Советов партии. И сама жизнь показала, насколько актуальны и важны эти предложения.

По итогам выборов, из числа выдвинутых нашей партией кандидатов в депутаты  Законодательной палаты Олий Мажлиса были избраны 24 депутата. В результате, наша партия с 24 депутатскими местами заняла 3-е место на парламентских выборах среди 5 политических партий.

Следует отметить, что 13 (54%) наших депутатов, избранных в Законодательную палату Олий Мажлиса, а также 2 сенатора (28%) - женщины. А из всего числа избранных в местные Кенгаши народных депутатов наших однопартийцев 460 (55%) - женщины и 51 (6%) - молодежь.

Всего от нашей партии было избрано 870 депутатов, из них 104  в областные и 742 в районные и городские Кенгаши.

В Сенат Олий Мажлиса были избраны сенаторами 7 активистов партии.

Из 831 места в местных Кенгашах народных депутатов, кандидаты выдвинутые от нашей партии  заняли 104 (12,5%) депутатских места.

Выборы Президента Республики Узбекистан в текущем году, проводимых на основе требований измененного законодательства, требуют от нас нового подхода.

Таким образом, предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан станут новой школой повышения политико-правовой и гражданской активности населения, широкого участия народа в решении вопросов государственной важности. Узбекистан еще раз продемонстрирует всему миру свой опыт демократического развития, накопленный за годы независимости, обеспечив неукоснительное соблюдение действующего избирательного законодательства, требований и принципов современного международного права, касающихся выборов.

Задача партии “Адолат” заключается в неуклонном следовании этим законам, реализации наших конституционных прав на высоком политическом уровне путем активного участия в выборах.

    Бахром АБДУХАЛИМОВ,

председатель Политического Совета СДПУ «Адолат»

Поделиться с друзьями

+