Правовой аспект: О государственной гражданской службе и ответственности кадров в системе

22.11.2022 09:11:25

В последние годы в нашей стране особое внимание уделяется, в том числе, и развитию государственной гражданской службы, повышению ее качества и эффективности, а именно привлечению в систему всесторонне квалифицированных и компетентных кадров, обеспечению единства и устойчивости системы, законности, справедливости в деле служения народу, ответственности государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами, верховенству прав, свобод и законных интересов человека.

Реформы в этой области служат предотвращению ряда системных проблем и недостатков. Самое главное, подобные реформы находят свое отражение в повседневной жизни нашего народа.

Что из себя представляет государственная гражданская служба?

8 августа нынешнего года Президентом был подписан Закон «О государственной гражданской службе».

Документ регулирует отношения в сфере государственной гражданской службы, то есть труд служащих среднего звена государственных органов и организаций. В то же время это оплачиваемая профессиональная деятельность граждан Узбекистана в государственных органах и организациях, осуществляемая во благо интересов общества. Раньше такого понятия не было, теперь стало ясно, чем гражданская служба отличается от других видов государственной службы. В целом, государственная служба может быть гражданской, правоохранительной, дипломатической и военной или политической и неполитической. Каждый из этих видов отличается друг от друга по своей юридической функции.

До сих пор в Узбекистане не было ни одного нормативно-правового документа, рассматривающего государственную службу как единый механизм. В 2017-2018 годах на общественное обсуждение были вынесены проекты законов о государственной службе. Лишь в 2020 году в заголовке законопроекта появилось слово «гражданская».

Для чего необходимо единство в системе государственной службы?

В первую очередь, чтобы государственная служба функционировала как эффективный единый механизм. Для этого важно создать систему межведомственного взаимодействия с общими целями и видением. Поэтому закон разрабатывался как единый документ, регулирующий деятельность более 118 тысяч государственных служащих, работающих в государственных органах и организациях, на основе норм, определяющих их правовой статус. Закон определяет полномочия, права, долг и обязанности государственных служащих, ограничения, связанные с государственной службой, меры по предотвращению коррупции на государственной службе, конфликта интересов и правила этического поведения государственных служащих.

Кто является государственным гражданским служащим?

Государственным гражданским служащим является гражданин Республики Узбекистан, осуществляющий свою деятельность на должности государственной гражданской службы. Согласно закону, он не должен допускать конфликта интересов, ему следует быть беспристрастным и объективным. Он не должен использовать свое служебное положение в личных и иных противоправных целях, а также допускать оказание незаконного влияния на свою служебную деятельность, деятельность государственных органов, их должностных лиц и граждан. Ему необходимо предоставлять декларацию о доходах и имуществе в сроки и порядке, установленные законом.

В соответствии с законом, государственный гражданский служащий не вправе занимать должность государственной гражданской службы в одном и том же государственном органе с лицами, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их совместная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Более того, государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности, создавать субъекты предпринимательской деятельности, быть их учредителем (участником), выполнять организационно-управленческие, административно-хозяйственные функции в субъекте предпринимательской деятельности, за исключением случаев владения свободно обращающимися акциями акционерных обществ в пределах требований, установленных законодательством.

Вместе с тем положениями закона отдельно установлено, что государственный служащий не вправе приобретать непосредственно или через представителей доли, паи, акции в организациях, находящихся под контролем государственного органа, где он проходит службу или с которыми имеет связи и интересы, получать от физических и юридических лиц какие-либо вознаграждения, выгоды или подарки за выполнение или невыполнение своих служебных полномочий в их интересах, приобретать гражданство иностранного государства, осуществлять свои полномочия в интересах политических партий, иных общественных объединений и их органов.

Примечательно, что государственные гражданские служащие также не имеют права открывать и иметь счета, владеть недвижимым и иным имуществом, расположенным за пределами территории Республики Узбекистан. Данная норма не распространяется на счета, открытые с целью обучения, стажировки и пользования медицинскими услугами в иностранном государстве, а также имущества, которое приобретено и о нем сообщено до поступления на государственную гражданскую службу.

Существует ли данная практика в мировом опыте?

В процессе создания закона его разработчики опирались на зарубежный опыт, мнения и суждения международных экспертов. В частности, изучался опыт более десяти развитых стран, таких как США, Япония, Великобритания, Франция, страны СНГ и других.

Если рассмотреть пример Франции, то все госслужащие в этой стране делятся на две большие категории. Первая из них состоит из государственных служащих (включая учителей и врачей) органов государственного управления, а также местных сообществ и государственных учреждений, а вторая группа включает военнослужащих, работников судов и парламента. В США действует практика разделения государственной службы на «правительственную службу» и «государственную службу». В Великобритании все государственные служащие делятся на две основные группы – политики, сменяемые при отставке правительства, и профессиональные администраторы, постоянно нанимаемые Комиссией по государственной службе, которая независима от других административных органов.

Каков порядок поступления на государственную гражданскую службу?

Поступление на государственную гражданскую службу осуществляется путем назначения кандидата на должность государственной гражданской службы на основе конкурса. На государственную гражданскую службу принимаются граждане Республики Узбекистан, владеющие государственным языком, соответствующие квалификационным и иным требованиям для занятия должностей государственной гражданской службы. Иностранные специалисты и эксперты могут занимать должности государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством. Порядок и условия прохождения службы иностранных специалистов и экспертов определяются на основании соответствующего договора.

Трудовой договор с лицом, поступающим на государственную гражданскую службу, заключается в письменной форме на основании трудового законодательства на определенный или неопределенный срок. Государственному гражданскому служащему выдается служебное удостоверение по форме, установленной специально уполномоченным государственным органом. Служебное удостоверение также может быть выдано в виде идентификационной карты, подтверждающей данные о государственном гражданском служащем.

Словом, закон устанавливает основные принципы государственной гражданской службы, в числе которых ответственность государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами, верховенство прав, свобод и законных интересов человека, гласность и прозрачность, беспристрастность, а также определяет меры по правовой и социальной защите государственных служащих.

Максуд Курбонов,

заместитель начальника Управления юстиции Самаркандской области

Источник: УзА    

 

Поделиться с друзьями

+