Мнение депутата: Избирательный кодекс: что меняют поправки?

14.06.2021 09:06:27

Преобразования, осуществляемые ускоренными темпами в стране, требуют воплощения принципа служения интересам народа, закрепленного в Конституции. В этой связи большое значение имеет принятие новых законов, направленных на реализацию задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития.

Поправки, внесенные по инициативе группы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса в проект закона «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан», предоставляют широкий спектр возможностей для обеспечения верховенства закона в предвыборном процессе и на выборах и выступают гарантом соблюдения избирательных прав граждан, позволяя им выразить свою гражданскую позицию.

Согласно законопроекту, статьи 14, 20, 22, 101 и 102 предусматривают исключение полномочий вышестоящих избирательных комиссий по рассмотрению жалоб на действия и решения нижестоящих. В соответствии с действующим Избирательным кодексом жалобы на действия и решения избирательных комиссий могут подаваться как в суд, так и в вышестоящие избирательные комиссии. В этом случае существует вероятность того, что при повторных обращениях решения, выносимые судами и избирательными комиссиями, могут противоречить друг другу. Согласно статье 21, количественный состав окружной избирательной комиссии по выборам Президента будет формироваться из председателя окружной избирательной комиссии, заместителя председателя, секретаря и 8—11 членов окружной избирательной комиссии. В действующем законодательстве обозначено, что при проведении выборов Президента создается около тысячи избирательных участков, при этом окружная избирательная комиссия формируется из восьми человек, что затрудняет координацию работы участковых избирательных комиссий. По этой причине предложено увеличить количественный состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента с восьми до 18 человек.

Статья 48 законопроекта предусматривает норму, в соответствии с которой районным и городским хокимиятам необходимо не менее чем за три дня направлять в письменной форме уведомления о месте и времени проведения публичного мероприятия. Ранее, согласно данной статье, для проведения массовых мероприятий требовалось разрешение хокимиятов. Разрешительный характер статьи был изменен на уведомительный по рекомендации миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами.

Кроме того, изменения в существующий закон позволят гражданам при сборе подписей в поддержку политической партии или кандидата использовать наряду с паспортом также и карту идентификации личности.

Правовые нормы и нововведения, внесенные в Избирательный кодекс, послужат совершенствованию национального избирательного законодательства на основе международных избирательных стандартов и донесению до международного сообщества реформ, проводимых в этом направлении в стране.

Мухаммад ВАЛИЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции СДП «Адолат».

Источник: parliament.gov.uz    

Поделиться с друзьями

+