Председателю Антимонопольного комитета направлен парламентский запрос

20.12.2022 09:12:35

Главой государства принят ряд указов и постановлений, направленных на дальнейшее развитие конкурентной среды в стране и сокращение государственного участия в экономике, определены конкретные механизмы их реализации.

В частности, пункт 131 Государственной программы по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» предусматривает расширение внедрения свободных рыночных принципов в экономические отношения.

Соответствующим указом Президента от 6 июля 2020 года утверждена Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2020 - 2024 годы, определены неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.

В результате реформ количество субъектов естественных монополий сократилось со 151 до 129, приостановлены 14 500 неконкурентных действий крупных государственных монополий, участников рынка и государственных органов. В результате защищены интересы 37 тысяч предпринимателей на сумму почти 380 миллиардов сумов.

При изучении фракцией Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате Олий Мажлиса и Комитетом по вопросам промышленности, строительства и торговли реализации Закона «О конкуренции», а также дальнейшего развития конкурентной среды в стране, сокращения государственного участия в экономике выявлено, что в сфере существуют некоторые проблемы, ожидающие своего решения.

В частности, не до конца решены следующие системные проблемы, оказывающие негативное влияние на конкурентную среду в экономике страны:

во-первых, участие государства в экономике остается высоким. Сегодня хозяйствующие субъекты с государственным участием занимают доминирующее положение на товарном и финансовом рынках. К примеру, 80 процентов организаций-монополистов имеют государственную долю или контролируются хозяйствующими субъектами с государственной долей.

во-вторых, есть много товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. На сегодня регулирование цен государством (декларирование, утверждение, фиксированные или предельные цены (тарифы), коэффициент регулирования, надбавка и предельный уровень рентабельности, и другие способы регулирования цен) осуществляется в отношении около 30 товаров и услуг.

Также отсутствие инструментов антимонопольного регулирования предоставления государственной помощи приводит к низкой эффективности предоставляемых льгот и преференций и негативно влияет на конкурентную среду.

Деятельность министерств и ведомств по развитию конкуренции в регулируемых ими отраслях остается крайне неэффективной. Лишь на 11 из 38 государственных органов, действующих в сфере экономики, прямо возложены функции по развитию конкурентной среды в своей отрасли.

На основе вышеотмеченного, на заседании принято постановление Законодательной палаты направить парламентский запрос председателю Антимонопольного комитета Ш. Шарахметову «О проводимой работе по дальнейшему развитию конкурентной среды в стране, сокращении государственного участия в экономике».

Источник: parliament.gov.uz

Поделиться с друзьями

+