Тема для обсуждения: Местничество созвучно коррупции?

05.01.2023 12:01:51

Не каждую разновидность коррупции можно выявить, а тем более доказать. Иногда у нее просто нет явного материального проявления, а выгода не сиюминутна.

В исторические периоды, когда только состоятельные и знатные могли дать своим детям хоть какое-то образование, местничество помогало заполнить государственный аппарат относительно грамотными чиновниками. Эта система была необходима и несла определенный порядок в распределение государственных должностей. Она же практически полностью перекрывала любые возможности для талантливых, но безродных. При такой системе за чиновником «стоит» род, племя, земляки или клан. Они могут формировать настолько крепкие сети союзов, основанные на взаимных одолжениях, что в последующем чиновника уже невозможно уволить или наказать за допущенные нарушения.

 В современных реалиях местничество не исчезло, но стало менее очевидным. Кто заподозрит в лукавстве чиновника, продвигающего талантливых молодых земляков? Тем более, если он помогает им трудоустроиться не в свою организацию, госорган или министерство. По сути это просто инвестиции в людей. Молодой чиновник не сразу сможет отплатить покровителю. На протяжении многих лет его могут поддерживать и продвигать, пока он не займет по-настоящему важную должность. Со временем он также займет свое место в этой системе, основанной на взаимных одолжениях, и станет покровителем для нового поколения. Стоит отметить, что нет ничего плохого, если поддержку получают по-настоящему талантливые люди, но зачастую некомпетентность покрывает другую некомпетентность. Государство в таком случае становится главным пленником и жертвой. 

 QnNHVqAHQUvmZK1KZ9ZKB9Wy6p6anJP0_front

Первым в истории общеизвестным примером борьбы с местничеством стало введение обязательных экзаменов для чиновников в Китае. Китайская экзаменационная система кэцзюй представляла собой экзамен для чиновников. Его проводили с 605 по 1905 годы. Данная система была установлена во времена царствования династии Суй и представляла собой конкурсный отбор чиновников посредством сдачи специальных тестов. Экзамен кэцзюй был настоящим испытанием на прочность ввиду суровости условий, в которых проводился. 

Данная система, разработанная примерно 1400 лет назад, являлась весьма справедливым вариантом набора чиновников, предоставляя равные возможности для представителей разных сословий. Благодаря экзаменам государство смогло не только рассматривать уровень человеческих возможностей, но и определять благонадежность людей. Испытуемому необходимо было представить властям сведения следующего характера: возраст, место жительства, происхождение, сведения о трех поколениях и описание внешности. Результат экзамена зависел не от социального положения, а только от способностей испытуемого.  Предоставление такой возможности для низших классов помогло распространить ключевые идеи конфуцианства, такие как правильное поведение, ритуалы, отношения, на все уровни китайского общества. 

Что касается внутренней политики, система государственных экзаменов здесь играла роль «моста» между императорским домом и местными элитами, обеспечивала верность последних, а также служила гарантом равноправного представительства всех регионов империи. 

В качестве предупреждения коррупции и возможного усиления местных клановых сообществ важным условием для участников экзамена на высокие должности была регулярная смена места службы. Китайские императоры фактические разработали систему отбора чиновников, к формированию которой стремится большинство современных государств. 

Более радикальные меры для борьбы с коррупцией и местничеством применяли в Османской империи. Там осознали, что представители знатных турецких родов на ключевых государственных постах только мешают функционированию государственного аппарата. Поэтому была создана система, при которой многие высокие должности занимали не этнические турки. Они должны были постоянно доказывать свою компетентность, а за ошибки их сурово наказывали. Самый яркий пример социальной мобильности в Османской империи - карьерный рост Соколлу Дамат Мехмед-паши. Он родился в Боснии и был сербом по происхождению. Соколлу прошел длинный путь от раба до великого визиря. Он занимал эту должность при трех султанах с 1565 по 1579 годы, пока не был убит неизвестным дервишем. Турецкие историки считают этот период временем рассвета Османской империи. Эту должность занимали представители и других народов. Среди великих визирей были этнические грек и русский. 

Современная бесплатная система образования полностью уничтожила все преимущества местничества. Принадлежность к богатым и зажиточным больше не гарантирует обладание редкими навыками. Образование перестало быть привилегией, а системы, основанные на взаимных одолжениях, создаваемые чиновниками только вредят государству. 

Источник: УзА    

Поделиться с друзьями

+