Частичный запрет курения в общественных местах не защищает от вторичного табачного дыма

11.10.2021 10:10:36

Антитабачные законы продолжают вызывать споры.

Они касаются и организации курилок в общественных местах.

Дело в том, что вторичный табачный дым является основным источником загрязнения воздуха на рабочих местах, в барах, ресторанах, гостиницах и аэропортах. Табачный дым содержит более 4 тысяч химических веществ, из которых 250 считаются вредными и более 50 - канцерогенными. Воздействие вторичного табачного дыма вызывает рак легких, болезни сердца, инсульт, внезапный синдром детской смерти и другие серьезные заболевания.

Исследования показывают, что вдыхание вторичного табачного дыма является причиной примерно 600 тысяч случаев ежегодной преждевременной смерти по всему миру, 31 процент которых приходится на детей и 64 процента – на женщин. По данным ВОЗ 165 тысяч детей до 5 лет, регулярно находящихся под влиянием вторичного табачного дыма, погибают. У тех, кто доживает до взрослого возраста, повышается вероятность развития хронической обструктивной болезни легких. Кстати, у подростков, живущих в курящей семье, вероятность того, что они закурят сами в 1,5 - 2 раза выше, чем у тех, чьи родители не курят.

При выделении зон или мест для курения создаются условия для потребления табака, то есть обеспечивается комфорт и доступность его потребления.

Единственный эффективный способ защитить общественность от вредного воздействия вторичного табачного дыма – это принятие законов о запрете курения!

Согласно требованиям статьи 8 Рамочной конвенции Всемирной организаций здравоохранения по борьбе против табака каждое государство должно обеспечить среду, свободную от табачного дыма на 100 процентов. Узбекистан присоеденился к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака 24 апреля 2012 года.

Комплексные законы об ограничении курения были приняты как минимум в 60 странах, в том числе в странах с низким и средним уровнем доходов.

В Армении курение в общественных местах запрещено полностью, в Грузии в Молдове, Таджикистане, Украине – во многих закрытых общественных местах. В США, Аргентине, Австралии, Бразилии, Великобритании, Китае, Канаде, Турции и многих других странах запрещается курение в закрытых помещениях предприятий общепита.

В результате ограничения курения в общественных местах, снижается уровень воздействия вторичного дыма, а значит риск развития инсульта на 81 процент, а инфаркта - на 85 процентов.

Установлено, что количество потребляемых сигарет снижается на 15 процентов, если в помещениях курение запрещено полностью. Кроме того, увеличивается количество успешных попыток бросить курить более чем на 80 процентов. Менее строгие ограничения, в частности связанные с организацией курительных комнат в закрытых местах, не ведут к снижению потребления табака и отказу от него.

Табачная индустрия пытается подорвать меры, защищающие людей от вторичного табачного дыма, продвигает инициативы, «учитывающие интересы» курильщиков, такие, как законы о частичном запрете курения.

Однако, по данным Международного агентства по изучению рака Всемирной организации здравоохранения, отведение специальных зон для курящих не устраняет риск для здоровья, потому что табачный дым легко перемещается из «специальных зон» для курящих, в зоны для не курящих.

Так же производители табака активно продвигают использование в общественных местах и гостиницах систем вентиляции и фильтрации воздуха, но вентиляция и фильтрация воздуха неэффективны для удаления вторичного дыма. Более того, никотин и токсические вещества, содержащиеся в табачном дыме, оседают на поверхности стен, мебели, коврах, шторах и остаются на них даже после того, как сигарета потушена.

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что комплексные законы о запрете курения в общественных местах экономически выгодны.

Подверженность воздействию вторичного табачного дыма увеличивает расходы на медицинское обслуживание, снижает производительность труда и увеличивает затраты.

Всемирной организацией здравоохранения было установлено, что законы, запрещающие курение в общественных и на рабочих местах, не приводят к неблагоприятным экономическим последствиям, а наоборот, оказывают положительное экономическое воздействие на бизнес.

В 2017 году проводилось исследование в 19 государствах Европы, в результате которого было выявлено, что антитабачные законы не оказали существенного негативного влияния на такие экономические показатели, как объем продаж, выручка, прибыль и занятость ресторанов, баров и кафе по сравнению с заведениями в странах, где таких законов нет. Через год после принятия комплексного антитабачного закона в Новой Зеландии поток иностранных туристов увеличился на 1,5 процента, а их расходы — на 3,3 процента. Такая же ситуация наблюдались в Аргентине, Ирландии, Норвегии, Мексике, на Кипре.

Безопасного уровня воздействия табачного дыма не существует.

Как отмечают специалисты Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, создание курилок противоречит статье 24 Конституции Республики Узбекистан (“Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением»), а также статье 17 Закона Республики Узбекистан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где говорится: «Граждане имеют право на благоприятную среду обитания», т.е. граждане имеют право дышать чистым воздухом.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 2018 года «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» предусматривается сократить на 25 процентов преждевременную смертность среди населения от неинфекционных заболеваний до 2030 года.

Только комплексные законы о запрете курения гарантируют чистый воздух для всех, защищают здоровье работников и некурящих и побуждают курильщиков к отказу от курения.

Для защиты здоровья населения и будущего поколения необходима среда на 100 процентов свободная от табачного дыма!

  Источник: УзА

Поделиться с друзьями

+