Как избежать проблем при обмене/возврате товаров

17.08.2021 09:08:12

 «Возврату не подлежит» – именно такого рода предупреждения можно встретить в различных супермаркетах или магазинах одежды и обуви. Законно ли это? Куда обращаться потребителю в таких ситуациях? В какой срок продавец должен вернуть деньги?

 Постараемся ответить на эти вопросы и разъяснить некоторые нюансы законодательства о защите прав потребителей. Отвечает Павел Магай, начальник управления торговли, общественного питания и туризма Агентства по защите прав потребителей при АМК.

 Анализ поступающих в Агентство по защите прав потребителей при АМК обращений потребителей, относящихся к сфере торговли, показывает, что 33% из них касаются возврата и обмена товаров ненадлежащего качества. В частности, за период с начала нынешнего года 255 обращений решено Агентством в пользу потребителей: 131 из них – по возврату бытовой техники, 25 – по возврату и обмену строительных товаров и мебели, 13 – по возврату или обмену автотранспортных средств ненадлежащего качества, также есть ряд обращений по замене комплектующих деталей и запчастей и т.д. На сегодня Агентством обеспечен возврат или обмен потребителям различных товаров, эквивалентных 1,5 млрд сумов.

 – Какие товары подлежат возрату, а какие нет?

– Потребителям следует знать, что возврату/обмену подлежат не только товары ненадлежащего качества. В определенных ситуациях и при соблюдении некоторых обязательных условий покупатель может возвратить, обменять и качественный товар. Естественно, что большинство продавцов всячески противятся этому.

 В случае, если товар не имеет каких-либо недостатков, но не подошел вам по размеру, цвету, техническим характеристикам и другим причинам, потребитель вправе в течение 10 дней со дня покупки (для продуктов питания – 24 часа) возвратить, обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже – получить денежную компенсацию.

Но важно помнить, что качественный товар можно возвратить, только если соблюдены следующие условия: товар не был в употреблении; целостность упаковки не нарушена, если имеются какие-либо пломбы и наклейки, они также не должны быть повреждены.

 Нельзя обменять/вернуть:

лекарства и медицинские изделия,

предметы личной гигиены,

парфюмерно-косметические товары,

текстильные товары отпускаемые метражом,

швейные и трикотажные изделия (белье, чулочно-носочные, перчатки),

изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами,

бытовая химия,

пестициды и агрохимикаты,

мебель,

ювелирные изделия,

автомототранспортные средства,

бытовые электроприборы,

а также животные и растения.

 Важно помнить, что при предъявлении требования о возврате денежных средств или обмене потребитель обязан предъявить кассовый или товарный чек. Поэтому крайне не рекомендуется выбрасывать документы, свидетельствующие о совершении покупки непосредственно у конкретного продавца.

 – Что делать, если товар оказался ненадлежащего качества?

– Закон «О защите прав потребителей» предусматривает, что у человека, купившего товар с недостатками, есть 5 вариантов, позволяющих ему защитить свои права. Это:

замена на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);

замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

соразмерное уменьшение покупной цены;

расторжение договора с возмещением понесенных убытков.

 Воспользоваться этими правами потребитель может, если:

недостатки обнаружены в течение гарантийного срока либо срока годности товара;

6 месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены;

срока, установленного правительством республики для сезонных товаров.

 Основными проблемами, с которыми сталкивается Агентство при рассмотрении просьб потребителей о замене или возврате товара – отсутствие чека или гарантийного талона, практическое отсутствие независимых технических центров по экспертизе недостатков бытовой техники и электроники, а также автомототранспортных средств.

 В настоящее время продавец (изготовитель, исполнитель) использует множество способов, чтобы продать товар потенциальному покупателю. Одним из таких способов является продажа товара по акции или скидке. Однако достаточно часто продавцы вводят в заблуждение покупателя своими объявлениями: «Обмен и возврат товара, купленного по акции, не производится». Согласно законодательству, если продавец не предупредил покупателя о наличии каких-либо недостатков у реализуемого по акции товара, то потребитель наделяется правами потребителя, которому реализован товар ненадлежащего качества.

 Источник: norma.uz            

Поделиться с друзьями

+