Кто вправе использовать государственный флаг в интернете?

18.11.2022 13:11:40

В каждой отдельной стране закреплен свой порядок использования государственных символов – флага и герба. Одно и то же действие может трактоваться как акт патриотизма или кощунство по отношению к государственным символам в зависимости от региона.

Наказание тоже может отличаться – начиная от небольшого штрафа и заканчивая тюремным сроком до десяти лет. Флаг – это не просто полотнище, а важный государственный символ, означающий единство страны и нации, ее независимость от других государств. Герб и флаг создаются в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику. Государственный флаг Республики Узбекистан – наряду с гербом и гимном – является официальным государственным символом суверенитета нашей страны. Он был утвержден 18 ноября 1991 года, спустя два месяца после провозглашения независимости Узбекистана. 

qqpOhl8HqLMis2p33Enmxw3Nq1wLv8Zu_front_1

Использование государственного флага в нашей стране строго регулируется. Правила и требования относительно его вывешивания, нанесения и применения его элементов определены Законом  Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан о государственных символах и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» от 24 декабря 2010 года. Этот документ долго разрабатывался и совершенствовался. Им регламентированы обязательные случаи использования государственного символа, в частности, на правительственных зданиях, в залах заседаний республиканских органов государственного управления, служебных кабинетах, общественных местах, на документах, печатях и бланках государственных органов, правила его использования во время проведения различных торжественных мероприятий. 

EFUHqdl6sp1QCqs0rpYS6P3hnd0C8avM_front

Проблема в том, что этот закон создавался во времена, когда интернет был еще не так развит, и у большинства государственных органов не было своих веб-сайтов, а министерства и ведомства относились к социальным сетям с недоверием. Многие узбекистанцы только начинали знакомиться с интернетом, поэтому о внедрении каких-либо электронных государственных услуг не было и речи. 

 gTJp3Yw5SIJVpZyszodEqDZLhFg5KiPZ_front

Использование государственного флага в качестве украшения веб-сайтов или страниц в социальных сетях всегда было и остается спорным вопросом с точки зрения традиций, морали и безопасности. Раскрашивание своей страницы в цвета государственного флага может быть расценено как проявление патриотических чувств, и с этой точки зрения этот шаг оправдан, однако в соответствии с существующим законодательством использование государственных символов остается прерогативой государственных органов. Даже отдельные элементы государственного флага не должны применяться в реквизитах документов или рекламных материалах негосударственных организаций. При этом символика негосударственной некоммерческой организации не должна совпадать с государственной символикой. 

Столь строгие ограничения вводятся не просто так: что еще способно помешать разного рода мошенникам, использующим для оформления своих веб-сайтов и страниц в социальных сетях флаг или герб страны, от лица государственных органов распространять ложную информацию, обманывая тем самым людей? С такой проблемой столкнулись поисковики «Яндекс» и «Google», а также все популярные социальные сети во время пандемии коронавируса. Тысячи чудаков из разных концов света одновременно начали создавать веб-сайты и страницы в социальных сетях. Они распространяли дезинформацию и странные теории, призывали людей отказываться от помощи врачей, лечиться народными методами, целебной водой, звуками и числами, пить керосин и ртуть. Чтобы вызвать доверие посетителей, многие из них маскировали дизайн своих ресурсов под существующие медицинские организации или придумывали свои. В итоге в интернете были внедрены новые фильтры. Теперь любая информация о коронавирусе жестко фильтруется, а нарушителей банят или удаляют. 

 Кто-то может возразить, что некоммерческие организации и предприятия иногда все же используют государственную символику, в частности флаг, и это обходится для них без последствий. Разумеется, такие случаи встречаются, но зачастую они не попадают в поле зрения компетентных органов. Если на них обратят внимание, то призовут к ответу. К примеру, в прошлом году итальянский дизайнер Стефано Риччи создал для Узбекистана специальную коллекцию одежды и обуви с изображением флага и герба страны. В нее вошли футболки, джинсовые брюки, кепки, спортивные костюмы и кроссовки. На рекламу новой коллекции негативно отреагировали местные пользователи социальных сетей. Это привлекло внимание Министерства юстиции Республики Узбекистан, которое назвало размещение флага и герба Узбекистана на обуви «неуважением к государственным символам» страны. В своем заявлении Минюст сослался на статью 5−1 закона «О Государственном гербе Республики Узбекистан», согласно которой обозначения, представляющие собой изображение Государственного герба, не могут быть использованы в коммерческих целях для продвижения производимых или реализуемых товаров, работ, услуг. Министерство привело в пример данные изучения практики использования государственных символов в государственных органах, организациях и учреждениях, расположенных в Ташкенте. По итогам этих мероприятий столичное управление юстиции выявило 363 случая нарушения требований вышеназванного закона. Позже администрация бутика Glamour, представившая коллекцию, сообщила, что данная модель кроссовок была выпущена брендом как образец, предназначенный не для розничной продажи, а только для предварительного заказа. Соответствующая публикация с рекламой одежды была удалена. 

Данный случай доказывает, что в поле зрения компетентных органов попадают только случаи, вызвавшие резонанс и негодование общественности. Интересно, как бы отреагировал Минюст, если бы местные потребители были в восторге от этой коллекции? 

В этом плане в интернете все менее однозначно. Для удобства пользователей постоянно внедряются новые универсальные символы, и одним из них является флаг. Он имеет множество значений, зависящих от контекста использования, и позволяет кратко выразить конкретную мысль. Значок флага может означать используемый язык, гражданство, место производства товара, географическое обозначение, поддержку определенной страны, а также отражать некие политические, экономические, социальные или культурные воззрения человека, использующего его в социальных сетях. 

 Источник: УзА    

Поделиться с друзьями

+