Проект Конституционного закона совершенствуется на основе поступивших предложений

04.10.2022 09:10:55

В эти дни ответственными комитетами Законодательной палаты Олий Мажлиса обобщаются предложения, поступившие от населения в ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона, активно ведется работа совершенствованию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».

Стоит отметить, что при подготовке текста законопроекта особое внимание обращено на то, чтоб он был на понятном, простом и доступном языке, таким образом, чтобы исключить различные толкования норм, но при соблюдении юридической терминологии. Текст проекта Конституционного закона неоднократно рассматривался членами Комиссии Кабинета Министров по терминам, известными учеными, лингвистами, литературоведами, проведены общественные консультации с участием специалистов и экспертов отрасли. В ходе данного процесса в проект Конституционного закона вносится ряд изменений и дополнений.

В частности, предлагается внести новую норму в статью 26-1 Конституции о том, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Естественно, возникают обоснованные вопросы почему считается актуальным отразить это положение в Конституции, не было ли такого в правоприменительной практике до этого? Конечно было. То есть в нашем национальном законодательстве есть норма, предоставляющая осужденному, его защитнику, законному представителю или потерпевшему возможность подать жалобу или протест на не вступивший в законную силу приговор суда первой инстанции. Однако отражение этого гуманного принципа в Конституции послужит в будущем сделать данное положение прямого действия и защитить интересы наших граждан.

Еще одна важная новость. В последние годы ожидалось внесение новой нормы в проект Конституционного закона, которая станет уникальным решением вопроса экологического баланса, волнующего не только население нашей республики, но и мировое сообщество. Во внесенной статье 40-1 проекта закона определены следующие нормы, как государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан, недопущения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Проекты градостроительных документов подлежат общественному обсуждению в порядке, установленном законом.

Эти изменения послужат определению экологических прав и обязанностей граждан в нашем обществе, в том числе резкому повышению ответственности должностных лиц за охрану природы, повышению экологической культуры населения, усилению общественного контроля.

Кроме того, в новой статье 41-2 Конституции предусматривается введение нормы, которая послужит повышению авторитета учителей и укреплению их положения в обществе — в Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.

Это в свою очередь послужит определению статуса педагога на конституционном уровне, неприкосновенность его профессиональной деятельности и нахождение под защитой государства, наряду с развитием потенциала педагогических кадров, служит развитию системы образования нашей страны.

Вместе с тем предлагается поправка к статье 56 проекта Конституционного закона, предусматривающая четкую классификацию общественных объединений и участие институтов гражданского общества в разработке государственных программ. В частности, предлагается дополнить данную статью нормой о том, что институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации образуют основу гражданского общества.

Данная норма послужит осуществлению государством мер по поддержке институтов гражданского общества, обеспечению их участия в выработке и реализации программ социально-экономического развития и социального партнерства.

В стране принят ряд законов и подзаконных актов, направленных на защиту социальных, экономических, культурных и политических прав и интересов молодежи, усиление ответственности всех органов и организаций в реализации государственной молодежной политики. На встрече Президента Республики Узбекистан с членами Конституционной комиссии было отмечено, что нормы, связанные с повышением эффективности наших реформ в данном направлении, должны быть отражены в Основном законе.

Исходя из вышеизложенного сформирована совершенно новая норма, усиливающая конституционные гарантии защиты прав и интересов молодежи. В частности, в новую статью 65-1 предлагается внести норму о том, что защита личных, политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав молодежи и поощрение их активного участия в жизни общества и государства является важной задачей государства.

1Также ожидается внесение в данную статью нормы о том, что государство создает условия для духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного формирования и развития молодежи, реализации ее прав на образование, охрану здоровья, жилье, трудоустройство, занятость и отдых.

Кроме того, в результате проведенных в последние годы реформ, на основе достижений и результатов превращения судебной системы страны в орган, защищающий права, свободы и законные интересы человека, а также на основе поступивших предложений от граждан, в Конституцию вносится новая глава (Глава XXII - I) под названием «Адвокатура».

В частности, в статью 116 предлагается внести изменения и дополнения о том, что для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам действует адвокатура, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства, деятельность адвокатуры основывается на принципах законности, независимости и самоуправления, организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом.

Кроме того, предусматривается внести норму в новую статью 116-1, которой не допускается вмешательство в деятельность адвоката при осуществлении им своих профессиональных обязанностей. Адвокату обеспечиваются условия для беспрепятственной и конфиденциальной встречи, и консультации со своим подзащитным. Адвокат и его профессиональная деятельность находятся под защитой государства. Профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом.

Необходимо отметить, что в последние годы возрастает роль и место общественности, в том числе средств массовой информации, в проведении общественного контроля за исполнением реализуемых реформ в любой сфере, в способности открыто говорить о недостатках, а также достижениях в них. В совершенствующийся Основной закон также предусмотрено внести изменения и дополнения по обеспечению гарантий свободы представителям средств массовой информации и их деятельности.

В частности, в статью 67 Конституции предусматривается добавить следующие новые нормы:

Государство гарантирует право на свободу деятельности средств массовой информации, поиск, получение, использование и распространение информации.

Воспрепятствование или вмешательство в деятельность средств массовой информации и журналистов влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Средства массовой информации несут ответственность за достоверность предоставляемой ими информации.

Словом, проект Конституционного закона, который дорабатывается и совершенствуется на основе поступивших от нашего народа предложений, послужит интересам граждан и развитию страны.

Одилжон ТОЖИЕВ,

заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса,

Пресс-секретарь Конституционной комиссии

Поделиться с друзьями

+