Можно ли построить «Цифровой Узбекистан» без доступа к интернету?

29.01.2020 12:01:36

Узбекистан отстает от других рынков Центральной Азии по беспроводной связи и доступу к широкополосной мобильной связи, скорости Интернета. При этом в стране существует четкий спрос на цифровые услуги. Первым шагом в построении цифровой экономики является создание инфраструктуры, являющейся универсальной по покрытию и доступности.

По оценкам группы Всемирного банка «Создание рынков в Узбекистане», около 17,2 миллионов — примерно 53 процента населения Узбекистана — испытывают постоянные проблемы с покрытием и использованием связи. Она включает тех, кто живет в местах без покрытия мобильной или фиксированной связи, а также тех, кто живет в местах с покрытием, но не использует Интернет из-за недоступности, недостатка цифровых навыков или отсутствия любого соответствующего цифрового контента.

В рейтинге Speedtest Global Index (декабрь 2019 года), по скорости фиксированного интернета (загрузка) Узбекистан занимает 108 место (22,49 Мбит/с) среди 177 стран. Это, конечно, выше показателей прошлого года — 131 место (11,31 Мбит/с), но в сравнении с лидерами списка это существенно мало. Так, скорость фиксированного интернета (загрузка) в Сингапуре, который по данному показателю, занимает первое место, составляет 200,12 Мбит/с, то есть почти в 10 раз выше, чем у нас. Россия занимает 46-е место (61,71 Мбит/с), Беларусь — 56-е место (50,39 Мбит/с), Казахстан — 65-е место (42,53 Мбит/с), Кыргызстан — 85-е место (31,56 Мбит/с).

По численности населения Узбекистан является второй страной в СНГ, а по площади — четвертой. Доступ к фиксированному интернету в основном основан на технологии ADSL, поддерживаемой оптоволоконными соединениями, что составляет около трети широкополосных соединений. В Узбекистане проложено около 24,5 тысячи км оптоволоконных линий. В Кыргызстане, для сравнения, где населения меньше в пять раз, а площадь вдвое меньше площади Узбекистана, имеет примерно 17,5 тысячи оптоволоконных линий.

По данным АК «Узбектелеком», в 2019 году проведено более 12 тысяч км, что обеспечило более 500 тысяч человек доступом к высокоскоростному Интернету. Это около трех процентов жителей, испытывающих проблемы с покрытием и использованием связи.

Учитывая подобные темпы, насколько реально в течение ближайших двух лет обеспечить подключение всех сел и махаллей к сетям высокоскоростного интернета?

Эту задачу определил Президент в Послании Олий Мажлису (24 января 2020 года). Подчеркивалась также необходимость завершения в двухмесячный срок разработки программы «Цифровой Узбекистан — 2030».  Стоит отметить, что еще в Послании парламенту 28 декабря 2018 года глава государства говорил о необходимости разработки Национальной концепции цифровой экономики, предусматривающей обновление всех сфер экономики на базе цифровых технологий, и на этой основе внедрить программу «Цифровой Узбекистан–2030».

Более того, Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению дальнейшего развития экономики и повышению эффективности экономической политики» от 8 января 2019 года образован Экономический совет по обеспечению реализации «Дорожной карты» основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019—2021 годы (во главе с Премьер-министром). Данному Экономическому совету было поручено до 1 декабря 2019 года разработать Стратегию развития национальной цифровой экономики (Цифровой Узбекистан—2030). Сроки уже прошли, а воз и ныне тут.

Для развития цифровой экономики наряду с инфраструктурой важное значение имеет и осуществление административной реформы, в том числе оптимизация административных процедур, автоматизация процессов управления, формирование эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы.

В числе задач, которые еще предстоит сделать, — повышение уровня открытости и эффективности деятельности исполнительных органов власти, парламента (дальнейшая реализация проектов «Электронное правительство», «Электронный парламент»), обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах, внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения, оптимизации перечня организационно-правовых форм органов исполнительной власти, исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование.

Эксперты группы Всемирного банка считают, что важным первым шагом станет отмена государственной монополии на международный шлюз для увеличения пропускной способности международного канала доступа в интернет и уменьшения стоимости международной связи. АК «Узбектелеком» остается монополистом в этой сфере, что приводит с искусственному удержанию высоких цен на интернет. Существует необходимость в модернизации действующих норм для приведения их в соответствие с передовыми практиками и обеспечения их последовательного и постоянного применения операторами. Это обеспечит динамичный, конкурентный рынок. Важно также упрощение порядка получения лицензий и устранения из процесса утверждения ведомств, не связанных с телекоммуникациями.

По оценкам компании Deloitte, если развивающиеся страны, такие как Узбекистан, достигнут уровня проникновения интернета как у развитых рынков, их долгосрочная производительность увеличится на 25 процентов. Узбекистан имеет хорошее положение, чтобы использовать преимущества динамичное цифровой экономики.

Акмал Бурханов

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции СДПУ «Адолат»

Поделиться с друзьями

+