Фазлитдин Зияев: Как  предпринимателям оформить всех работников?

28.05.2020 10:05:10

Уже сейчас очевидно, что экономические последствия пандемии CОVID-19 будут серьезными. Правительства многих стран по всему миру уже готовятся к замедлению экономики и принимают неотложные меры. Ситуация с пандемией CОVID-19, парализовавшей многие сферы предпринимательской деятельности, нашла свое отражение и в Республике Узбекистан.

Учитывая данный фактор Президент сказал: «Пандемия коронавируса, как и во всех странах мира, естественно, негативно скажется и на нашей экономике».

В связи с карантинными мерами многие субъекты предпринимательской деятельности, как юридические лица (ЮЛ) так и индивидуальные предприниматели (ИП), вынуждены были приостановить свою деятельность. И в результате многие невидимые ранее вопросы касательно оплаты труда наёмных работников открылись с новой стороны.

В результате карантина пострадают доходы неоформленных работников. Это те работники, которые работают по устной договорённости на сдельной оплате труда. Такие работники пострадают в первую очередь, так как в период спада деловой активности, в отличие от официально оформленных работников, они могут быть уволены без дальнейших гарантий и выходного пособия.

Из общей численности трудовых ресурсов почти в 19 млн. человек, в экономическом секторе Узбекистана трудится всего 8 041тыс. человек. По некоторым оценкам, еще 5,5 млн. человек работают, но не легально. То есть огромная масса людей официально не трудоустроены в формальном секторе.

При этом миллионы людей, работающих по сдельной оплате труда, останутся без источников дохода из-за того, что из-за карантинных мер существенно уменьшится потребность в их услугах. И спад экономической активности ударит по доходам тех людей, которые официально не оформлены на постоянную и официальную работу.

Сегодня мы видим, как люди, работавшие по неофициальному соглашению, остались без средств к существованию и вынуждены обращаться за помощью к государству или другим благотворителям. В случае официального оформления трудовых отношений эти работники могли претендовать на получение от работодателя определенной компенсации, которую предпринимателям может выделить государство. Что и указано в решении Президента Республики Узбекистан.

В настоящее время стоит нелёгкая задача как можно полностью охватить всё работоспособное население, официально не оформивших свои трудовые отношения с работодателями. Ведь они и их семьи в данное время являются наиболее социально уязвимыми. Незнание или нежелание знать трудовое законодательство приводит к тому, что наши сограждане, гоняясь за призрачными «успехами» в виде наличной ежедневной заработной платы, не думают о завтрашнем дне и о достойной пенсии.

Любой кризис, независимо от того какими факторами он вызван, является началом обновления. И мы должны сегодня исправить те наши упущения, которые не дают в полной мере легализовать труд работников неформального сектора.

В этот период мы должны признать старые ошибки и приобрести новые знания, новые навыки, исправить недочёты в законодательных актах во имя достойного будущего нашего народа.

В соответствии с действующим Трудовым кодексом РУ все предприниматели - ЮЛ или ИП, использующие наемный труд, как работодатели, обязаны правильно и своевременно оформить ВСЕХ своих сотрудников. Использование труда других людей без должного официального оформления является крупным нарушением, а в зависимости от сумм и даже преступлением, поскольку наносит ущерб правам самого наёмного работника, а также государству – в виде неуплаченных налогов: налога на доходы физических лиц, социального налога, фиксированной суммы налога на доходы физических лиц.

Для устранения указанных недостатков мы должны приветствовать политику официальной выплаты так называемой «белой» заработной платы, этой мерой также мы сможем увеличить и поступление налогов в бюджет.

Для выплаты «белой» заработной платы работодатели будут вынуждены сдавать ВСЮ поступившую выручку и часть от суммы дохода будет вноситься в бюджет в виде налогов и платежей:

- все реализованные товары и оказанные услуги имеют в своих составляющих прямые и косвенные налоги – налог на доход или с прибыли, НДС, акцизы и таможенные пошлины. И эти налоги составляют внушительную часть нашего бюджета;

- работодатель уплачивает социальный налог в размере 12% от доходов в виде оплаты труда;

- 12% начисленной заработной платы работника перечисляется в бюджет как «подоходный налог».

Поэтому выплата «белой» заработной платы во время карантина, а в дальнейшем в период возобновления и восстановления экономики имеет не последнее значение.

Для облегчения налогового бремени индивидуальным предпринимателям Указом Президента Республики Узбекистан УП-4725 предоставлено с 1 июля 2015 года право нанимать от одного до трех работников в зависимости от вида деятельности с обязательной уплатой за каждого нанятого работника 50% страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд и 30% фиксированного налога.

Несмотря на прилагаемые усилия предприниматели не спешат узаконить трудовые отношения со своими работниками. Им выгодней платить наличными и не оформлять работника. Но для взаиморасчёта им требуются наличные, которые образуются из денег, проходящих мимо кассы предприятия и не сдаваемых в банковские учреждения.

Нужно проводить мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.

Однако, до настоящего времени не определен и не утвержден этот проядок проведения мониторинга и нет возможности и рычагов воздействия на субъекты предпринимательства, не оформляющих официально сотрудников.

К примеру, в Российской Федерации ИП привлекается к административной ответственности:

- штрафа в размере 1-5 тыс. руб. за каждого неоформленного сотрудника;

- принудительную остановку работы на срок до 90 дней.

Уголовная ответственность ИП грозит:

- штрафом в сумме 100-300 тыс. руб.;

- тюремным заключением (реальным, а не условным) сроком до 2 лет;

- отсидев в тюрьме, предприниматель больше никогда не сможет заниматься бизнесом в той сфере, где допустил это правонарушение.

На предприятиях ответственными лицами за найм и оформление работников являются директор и сотрудники отдела кадров.

Если речь идет об 1-2 работниках, штраф будет выписан не лично на ответственных лиц, а на предприятие. Суммы значительны – от 100 тыс. руб. за каждого неправильно или поздно оформленного сотрудника.

Если такие правонарушения выявляются неоднократно, а также масштаб их значителен, в придачу к штрафу на предприятие, виновные будут наказаны лично: сотрудники отдела кадров уволены по соответствующей статье (без выходного пособия), а директор может провести длительный срок на общественных работах или «в местах, не столь отдаленных». Наказание определяется в зависимости от степени ущерба.

В Республике Узбекистан в соответствии со статьей 175-5 Кодекса РУ об административной ответственности «сокрытие численности работников –

влечет наложение штрафа на граждан от одного до пяти, а на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, -

влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти, а на должностных лиц - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы».

Но, к сожалению, данные нарушения можно установить только при проведени проверок субъектов предпринимательства. А координация проверок деятельности субъектов предпринимательства и контроль за законностью их проведения контролирующими органами осуществляются Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и только по результатам камеральной налоговой проверки по 42 признакам.

И у предпринимателей, как у юридических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей, есть возможность использовать наёмный труд без оформления, так как до начала проверки они приводят документацию по работникам «в порядок».

Постановлением Президента РУ от 26.06.18 года предусмотрено, что с 1 октября 2018 года органы государственной налоговой службы по результатам хронометража деятельности хозяйствующих субъектов направляют требование об осуществлении исчисления налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период.

К тому же, хронометраж может проводится только в хозяйствующих субъектах, осуществляющих денежные расчеты с населением, по вопросу поступления наличной денежной выручки налогоплательщика. В этом случае остальные предприятия и предприниматели выпадают из списка.  

А неоформленные сотрудники имеются в значительном количестве и в других сферах, в частности, в производственной и строительной сферах. Да и к тому же, до получения разрешения на проверку предприниматели просто убирают «лишних» работников и остаются безнаказанными.

Статья 175-5 Кодекса РУ об административной ответственности и результаты хронометража не принуждают работодателей – правонарушителей официально оформить нелегальных работников.

 С целью защиты официально не оформленных бесправных работников, а также увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, фиксированной суммы НДФЛ в бюджет и социального налога во внебюджетный Пенсионный фонд предлагаем рассмотреть и внести изменения и дополнения:

  1. В срочном порядке разработать и принять «Порядок осуществления мониторинга за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов». В проядке предусмотреть возможность внепзапного обследования предпринимательских структур на предмет использоваения труда неоформленных работников и при выявлении нарушений составления соответсвующих материалов на месте (например как у сотрудников Управления безопасности дорожного движения)
  2. Ввести в Кодекс РУ об административной ответственности и в Уголовный кодекс РУ статьи за «не оформление приема на работу работников.
  3. Необходимо повсеместно проводить информационно - пропагандистскую работу. Для чего следует на телевидении, на рекламных щитах и экранах показывать видеоролики «черная заработная плата сократят пенсию», «черная заработная плата - старость без пенсии», «зарплата в конверте не защитит при производственной травме», о выгоде получения «белой» зарплаты» и т.д.

В заключение следует отметить, что регистрация неформальных работников в первую очередь отвечает интересам нашего народа и нашего государства. Конечно, вышеприведенные мысли, это первые шаги на данную тему. Мы в дальнейшем предоставим дополнительные мысли и выводы по этому вопросу. Мы ждем ваших замечаний и предложений по поднятому вопросу.

Фазлитдин ЗИЯЕВ,

заведующий отделом по идеологической работе

Центрального аппарата СДПУ "Адолат"

Поделиться с друзьями

+